ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА. УЧЕБНИК

Рассматривая вопрос об особом порядке возбуждения уголовных дел в отношении присяжных и арбитражных заседателей либо привлечения их в качестве обвиняемых, стоит сообщить, что в ст. 448 УПК РФ не содержится каких-либо положений, прямо указывающих на наличие таких особенностей у данных категорий лиц. Однако, исходя из положений ст. 12 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», п. 1 (за исключением абз. 3, 4 и 6) и абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. 1, 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и настоящим Федеральным законом.

Аналогичные гарантии закрепляются в ст. 7 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» для арбитражных заседателей.

Исходя из толкования указанных норм следует, что для возбуждения уголовного дела либо привлечения в качестве обвиняемого присяжного либо арбитражного заседателя в период осуществления данными лицами правосудия требуется получение согласия квалификационной коллегии судей, в данном случае — Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Особенности возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ либо о привлечении их в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Председателем Следственного комитета РФ.

Несмотря на точно определенный порядок принятия процессуальных решений о начале уголовного преследования таких лиц в УПК РФ, в иных нормативных правовых актах регламентированы дополнительные специальные гарантии их процессуальной защиты. Так, ч. 1 ст. 39 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливает, что указанные лица не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность в Счетную палату РФ.

Сам процедурный порядок дачи указанного выше согласия закреплен в ст. 193.3 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, где предусматривается, что вопрос о лишении неприкосновенности заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной палаты РФ, назначенных на должность Советом Федерации, решается Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в недельный срок со дня получения представления Генерального прокурора РФ рассматривают это представление, готовят на него заключения и проект постановления Совета Федерации. При необходимости от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В проекте постановления Совета Федерации формулируется одно из следующих предложений: а) согласиться на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудитора Счетной палаты РФ; б) отказать в даче согласия на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудитора Счетной палаты РФ.