Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

  Квалифицированная юридическая помощь

Новые ответы на 236 вопросов квалификационного экзамена на статус адвоката 2018 г. Вы можете приобрести прямо сейчас, заполнив платежную форму ниже и нажав кнопку "Купить"

 

Тест на статус адвоката 2018 и ответы на вопросы теста на статус адвоката - первого этапа квалификационного экзамена на статус адвоката 2018 г. находятся здесь

Ответы на билеты квалификационного экзамена на статус адвоката Адвокатской платы Московской области АП МО 2018 находятся здесь


 

На главную

   

К оглавлению

Следующая страница

Предыдущая страница

3.2 Механизм государства

 

 

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные  органы  связаны  между  собой  началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения,  соответствующие  техническому  уровню каждой эпохи,— вооруженные  отряды людей,  тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным  атрибутивным признаком государства.

Государственный аппарат - это закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.

Государственный аппарат имеет пятизвенную структуру: государственный аппарат - ведомство - государственный орган - структурное подразделение - государственный служащий.

Ведомство - это  совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя определённое количество  государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения вертикального типа.

Государственный орган - это некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства.

Структурное подразделение - это обособленная часть государственного органа - отдел, управление, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, то есть оно не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.

Государственный служащий - это гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.

Государственная служба - это профессиональная общественно полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах. На государственную службу принимаются, как правило, только граждане государства. Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, предполагающим, с одной стороны, повышенные требования - обязанности, ограничения, ответственность, а с другой - дополнительные гарантии. Например, государственным служащим в Российской Федерации запрещено:

·                     работать по совместительству;

·                     быть депутатом или судьей;

·                     заниматься любой предпринимательской деятельностью;

·                     использовать в личных, неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;

·                     получать от частных лиц вознаграждения - подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п., связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

·                     принимать участие в забастовках;

·                     использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных и иных организаций;

·                     совершать аморальные проступки, подрывающие авторитет государственной власти.

Подобные ограничения существуют во всех современных государствах. Они компенсируются специальными гарантиями, к которым относятся:

·                     надлежащие условия работы, обеспечивающие исполнение служащим своих должностных обязанностей;

·                     достойное денежное содержание, надбавки, повышенное пенсионное обеспечение;

·                     льготное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи;

·                     переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет бюджетных средств;

·                     обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;

·                     защита служащего и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий;

·                     иные льготы, преимущества и привилегии.

 

Государственный орган - это  основной структурный элемент государственного аппарата.

Рассмотрим признаки, отличающие государственный орган от иных организаций.

Государственно-распорядительный   порядок  образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей, как образуются юридические лица посредством решения на то  пайщиков, акционеров, членов общественной организации, а по воле государства - на основе распоряжения вышестоящего органа, имеющего такие полномочия.

Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой - контролирует нижестоящие государственные органы.

Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.

Государственные органы наделяются компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Полномочия государственного органа - это права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. Государственные  органы   вправе  издавать обязательные  нормативные  и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять  меры  принуждения. Предметы ведения (подведомственность) государственного органа - это круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.

Каждый орган имеет внутреннюю организационную структуру, то есть состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание - перечень должностей, распределение функции и обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций государственные органы наделяются материально-техническими средствами, финансируются из бюджета.

Виды государственных органов:

·                     Исполнительные, законодательные, судебные органы.

·                     Федеральные, региональные, местные органы.

·                     Органы общей и специальной компетенции.

Деятельность органов общей компетенции носит универсальный характер. Они отвечают за состояние территории в целом. Это - президент, правительство, парламент, представительные и исполнительные органы регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например, Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода министерства и ведомства.

Единоначальные и коллегиальные органы. Основой для разделения здесь выступает процедура принятия управленческих решений. Примеры коллегиальных органов - парламент, Конституционный суд, избирательная комиссия. Единоначальные органы - министерство, пенсионный фонд, местная администрация.

Центральные органы и их территориальные структуры в регионах.

Рассмотрим принципы  организации и функционирования государственного аппарата.

Сочетание единства и специализации. Государственная власть характеризуется определенным единством. В условиях демократии такое единство обусловлено единым источником власти: согласно принципу народовластия народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Единство обеспечивается и системой подчиненности нижестоящих государственных органов вышестоящим.

В то же время каждое ведомство, каждый государственный орган имеет собственный правовой статус, специфические задачи и функции, компетенцию, организационную структуру, нормативную базу.

Сочетание федеральных, региональных и местных начал.

Сочетание коллегиальности и единоначалия. При осуществлении управленческих функций государственными органами, управленческое решение на стадии подготовки обсуждается коллегиально, но принимается единолично руководителем государственного органа, который несет за него персональную ответственность.

Сочетание функциональных и линейных полномочий. Линейные полномочия предполагают прямое управление в системе служебного подчинения по вертикальному типу «начальник - подчиненный» или ведомственного подчинения по вертикальному типу «вышестоящая - нижестоящая организация». Линейное управление носит универсальный характер и характеризуется непосредственным распоряжением материальными, кадровыми, финансовыми ресурсами. Функциональные полномочия реализуются по узкому, юридически ограниченному кругу вопросов в отношении формально не подчиненных субъектов. Это правоотношения в системе «инспекция по налогам и сборам - налогоплательщик» и т.д.

Сочетание выборности и назначения. Некоторые государственные органы и высшие должностные лица государства избираются непосредственно населением. Это президент, парламент, региональные и местные представительные органы, губернаторы. Другие формируются вышестоящими государственными органами.

Сочетание субординации и оперативной самостоятельности. Государственный аппарат - иерархическая система, построенная на основе подчиненности нижестоящих органов вышестоящим, обязательности решений вышестоящих руководителей для подчиненных. Здесь применяется запретительный тип правового регулирования - «запрещено все, что прямо не разрешено законом». Это предполагает детальное регулирование вопросов компетенции, подведомственности, властных полномочий, выходить за рамки которых недопустимо. С другой стороны, в установленных законом рамках государственного органа существует свобода усмотрения, выбор того или  иного варианта управленческого воздействия.

Сочетание методов убеждения и принуждения.

К оглавлению

Следующая страница

Предыдущая страница

 

 

 

Мастер-класс практической работы адвоката и юриста

 

Заказать работу
Яндекс.Метрика

 

 

 

 

  

 

  Лучшие рефераты Сети

Решение практических задач по юриспруденции