Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

  Квалифицированная юридическая помощь

Новые ответы на 236 вопросов квалификационного экзамена на статус адвоката 2018 г. Вы можете приобрести прямо сейчас, заполнив платежную форму ниже и нажав кнопку "Купить"

 

Тест на статус адвоката 2018 и ответы на вопросы теста на статус адвоката - первого этапа квалификационного экзамена на статус адвоката 2018 г. находятся здесь

Ответы на билеты квалификационного экзамена на статус адвоката Адвокатской платы Московской области АП МО 2018 находятся здесь


 

На главную

   

К оглавлению

Следующая страница

Предыдущая страница

3.2.1  Разделение властей

 

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Сущность данного принципа Ш. Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

Таким образом, главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.

Система разделения властей включает:

·                     четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

·                     взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;

·                     взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

·                     коллегиальность деятельности;

·                     отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.

Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

·                     организационный характер;

·                     ориентация на практическую реализацию законодательства;

·                     непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.

Исполнительная деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы. Следует отметить иерархическую организацию исполнительной власти с преобладанием единоначалия. Последнее позволяет оперативно принимать решения и организовывать их реализацию.

Судебная власть.

Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой. Судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок привлечения их к ответственности. В России к статусу судей применяется ещё один принцип - принцип несменяемости судей. Данный принцип в последнее время вызывает много критики, т.к. фактически получается, что судья никому не подотчетен, и отстранить его от должности может только квалификационная коллегия Верховного Суда. Сейчас имеет место достаточно много нареканий в адрес судов, такое положение, когда само судейское сообщество решает вопрос о нарушениях судьями закона объективно создает негативные предпосылки в данной сфере. А в ноябре 2009 года принят Федеральный Конституционный закон "О Федеральном судебном присутствии". Данным законом создан новый орган - Федеральное судебное присутствие, на которое возложены полномочия рассматривать жалобы судей, статус которых был прекращен по отрицательным мотивам. Каким образом повлияет этот орган на положение с судейским корпусом, покажет время.

Надо отметить, что во всех развитых государствах судьи являются выборными. В России также согласно ФЗ "О мировых судьях" мировые судьи также являются выборными.

Правосудие осуществляется в особой правовой форме с документальной фиксацией судебных решений, формализованными, строго установленными процедурами. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны и подлежат безусловному исполнению всеми участниками общественных отношений.

 

Дополнительная литература:

 

Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении // Правоведение. 1992. N3.

Вельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. N3.

Воробьева Н. Как разделить власть! Из опыта современных Федеративных государств // Российские вести. 1993. 9.04.

Дмитриев Ю.А. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека. // Государство и право. 1997. N8.

Ильясов С. Г. Государственная служба в ОВД. М. 2003.

Козлов Ю.И. Исполнительная власть: сущность, функции.  // Вестник МГУ. Серия 11. 1992. N8.

Сахаров Н. А. Институт Президентства в современном мире. М 1994.

Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: Конституционные норны и практика // Право и жизнь, 1992,№ 2.

Тихомиров Ю.А. Власть и правопорядок // Государство и право. 1994. N1

Туманов В. А.  Права человека и исполнительная власть. //Советское государство и право. 1990. N2.

Туманов В.А. Правовое регулирование деятельности в Российской Федерации. // Государство и право. 1994. N6.

К оглавлению

Следующая страница

Предыдущая страница

 

 

 

Мастер-класс практической работы адвоката и юриста

 

Заказать работу
Яндекс.Метрика

 

 

 

 

  

 

  Лучшие рефераты Сети

Решение практических задач по юриспруденции