Квалифицированная юридическая помощь Новые ответы на 236 вопросов квалификационного экзамена на статус адвоката 2018 г. Вы можете приобрести прямо сейчас, заполнив платежную форму ниже и нажав кнопку "Купить"
Тест на статус адвоката 2018 и ответы на вопросы теста на статус адвоката - первого этапа квалификационного экзамена на статус адвоката 2018 г. находятся здесь
|
|
4.2.5.3 Мусульманская правовая системаМусульманская правовая система предствлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие. Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново. Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер: Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме; Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях; Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках; Кийас - суждение по аналогии. Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами. Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.
Дополнительная литература:
Аксенов В. К единому правовому пространству // Юрист. 1997. N1. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. N11. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 2003. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты РФ // Государство и право. 1996. N 11. Зивс С.Л. Источники права. М. 2001. Давид. Р. Основные правовые системы современности. М. 1988. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. 1995. N2. Медведев А.М. Правовое регулирование действия Закона во времени // Государство и право, 1995. N3. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы} // Правоведение. 1992. N2. Разумович Н.Н. Источники и формы права. // Советское государство и право. 1988. N3.
|
Мастер-класс практической работы адвоката и юриста
|