Ответы на билеты экзамена на статус адвоката

Для государства главными правовыми последствиями являются: исполнение Постановлений ЕСПЧ (в том числе, в части своевременной выплаты присужденной заявителю справедливой компенсации) и совершенствование законодательства в соответствии с международными правовыми нормами и подходами. Это в полной мере относится и к индивидуальным, и к государственным жалобам в ЕСПЧ.

Анализ правовых последствий решений ЕСПЧ приводит к выводу, что главным вопросом, в том числе и для России, является исполнение судебных постановлений ЕСПЧ Государство-ответчиком. В соответствии со ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением. Если Комитет министров считает, что Государство-ответчик отказывается подчиняться окончательному постановлению по делу, он может после специальной процедуры передать на рассмотрение Суда вопрос о нарушении Государством своих обязательств по исполнению постановления. В том случае, если Суд установит факт нарушения государством своих обязательств в соответствии с Конвенцией, он передает дело в Комитет министров для принятия соответствующих мер – международно-правовых санкций к Государству-ответчику.

В соответствии с Указом президента РФ от 29 марта1998г. №310 специальным органом, наделенным полномочиями по изучению правовых последствий решений Европейского Суда (ЕСПЧ) и подготовке рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики является Уполномоченный РоссийскойФедерации при Европейском Суде — Заместитель министраюстиции РФ.

Принятие мер индивидуального характера.

Для заявителя, как уже сказано выше, меры индивидуального характеразаключаются в получении от Государства-ответчика присуждённой ему постановлением ЕСПЧ суммы компенсацииматериального и морального вреда и пересмотр его дела по новым обстоятельствам. Законодательство РФ и, в частности,Федеральный конституционный закон «О судебной системеРоссийской Федерации» (ст.ст. 3 и 6) одним из основополагающих принципов построения судебной системы определяет обязательность судебных постановлений. Причем неисполнениесудебных постановлений приравнивается к проявлению неуважения к суду и влечет ответственность, предусмотренную Федеральным законом. Механизм исполнения решений ЕСПЧ вРоссии в настоящее время требует принятие единого нормативного правового акта, регламентирующего порядок реализации прав граждан и организаций на возмещение государствомвреда, причиненного незаконными действиями (бездействием)госорганов и должностных лиц и, главное, внести изменения всоответствующее законодательство (в том числе в ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Сама проблема правовых последствий решений ЕСПЧ вчасти их исполнения возникла в связи с тем, что ФЗ от 30 марта 1998г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите правчеловека и основных свобод и Протоколов к ней», установивобязательность юрисдикции ЕСПЧ для России, не определилстатус его постановлений и их значение для российских органов власти (в том числе и судов). Тем не менее, через 5 лет после вступления в силу для России Конвенции, Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 октября 2003г. №5″О применении судами общей юрисдикции общепризнанныхпринципов и норм международного права и международныхдоговоров Российской Федерации», в котором прямо определил, что применение таких норм (и Конвенции) должно осуществляться с учетом практики ЕСПЧ, чтобы избежать любогонарушения Конвенции; суды должны обеспечивать выполнение обязательств государства, вытекающих из участия России в Конвенции. Но это Постановление ВС РФ оказалосьдля судов недостаточно конкретным. Поэтому в феврале2007 года Конституционный Суд РФ своим постановлениемопределил: «Как и Конвенция…, решения Европейского Суда… — в той части, в какой ими, исходя из общепризнанныхпринципов и норм международного права, дается толкованиесодержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ к суду и справедливое правосудие, — является составной частью российской правовой системы, а поэтому должны учитываться федеральным законодательствомпри регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующихнорм права» (см. п. 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007г. №2-П).