Установление наказуемости неоконченного преступления является реализацией положения о неотвратимости наказания, что имеет большое значение в борьбе с наиболее опасными посягательствами, и в то же время установление стадий совершения преступлений играет важную роль при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности и наказания.
Поскольку стадии совершения преступления представляют целенаправленную деятельность лица по подготовке и совершению преступления, или, иначе говоря, различные этапы реализации преступного умысла, установление стадий возможно лишь в умышленных преступлениях.
Однако, обнаружение умысла не является стадией совершения преступления. Преступлением по уголовному праву признается общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые уголовным законом объекты. Обнаружение умысла подобным деянием не является, так как при нем нет действий по подготовке и совершению преступления. Каждая стадия является ступенью, определенным этапом в совершении преступления, в осуществлении преступного умысла. Обнаружение же умысла подобными признаками не обладает: оно не представляет какого-либо этапа в совершении преступления, не приближает субъекта к достижению преступного результата или к завершению намеченных им действий. При обнаружении умысла не только не осуществляется преступление, но даже и не создаются условия для его совершения.
Законодателем установлено, что как приготовление, так и покушение могут быть совершены только умышленно (ст. 30 УК РФ).
Более того, поскольку при приготовлении и покушении лицо стремится к завершению преступления, желает либо наступления общественно опасных последствий, либо совершения всех действий, образующих оконченное преступление, то в данном случае речь может идти только о прямом умысле. Приготовление и покушение не могут иметь место при совершении неосторожных преступлений, когда волевые действия субъекта не направлены на совершение преступления ни в прямой, ни в косвенной форме.
В плане возможности выделения стадий должен быть ограничен также и круг преступлений, характеризуемых прямым умыслом.
Приготовление и покушение невозможны и в преступлениях, общественная опасность которых состоит в создании опасности причинения вреда.
Стадия приготовления возможна почти для всех формальных составов, выполняемых как путем действия, так и путем бездействия.
2. Применение адвокатом правил о родовой и территориальной подсудности в арбитражном процессе при обращении в суд.
Подсудность в арбитражном процессе – правило, определяющее полномочия арбитражного суда рассматривать определенную категорию дел. Различают родовую (предметную) и территориальную (пространственную) подсудность.
Родовая подсудность – дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.
Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.