Статья 8 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» охраняет адвокатскую тайну, усиливает адвокатский свидетельский иммунитет, гласит о том, что адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Кодекс профессиональной этики адвоката, устанавливающий для каждого адвоката правила поведения, запрещает адвокату давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые ему стали известны в связи исполнением профессиональных обязанностей.
В случае вызова адвоката на допрос в качестве свидетеля по делу, в котором он участвовал в качестве защитника, адвокат обязан СООБЩИТЬ В АДВОКАТСКУЮ ПАЛАТУ И/ИЛИ АДВОКАТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СОСТАВИТЬ МОТИВИРОВАННЫЙ ОТКАЗ СО ССЫЛКОЙ НА ЗАКОНЫ РФ, РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ЕВРОПЕЙСКУЮ КОНВЕНЦИЮ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД В ЕЁ ИСТОЛКОВАНИИ ЕСПЧ.
Явка защитника для допроса в качестве свидетеля по ходатайству стороны обвинения или по инициативе суда недопустима, компрометирует адвоката, подрывает доверие к нему и в целом к институту адвокатуры.
Адвокат должен обжаловать действия следователя в порядке 124, 125 УПК РФ.
В случае явки адвоката на допрос следователь заявит отвод защитнику на основании п.1 ч. 1 ст. 72 УПК РФ. А если адвокат сообщит сведения, составляющие адвокатскую тайну, то это может служить основанием для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката.
Билет №5
1. Круг лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека. Анализ адвокатом оснований и соблюдение порядка обращения, критерии приемлемости жалобы.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ратифицированная Российской Федерацией 05 мая 1998 года) использует для обозначения круга лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский Суд термин «жертва» нарушения прав человека. Понятие «жертвы» нарушения предполагает, что в Европейский Суд по правам человека может обратиться только то лицо, в отношении которого были нарушены права человека и основные свободы. Жертва может быть прямой, косвенной и потенциальной. Заявитель будет являться прямой жертвой, если было нарушено непосредственно его право, гарантированное Европейской конвенцией. Примером прямой жертвы может служить гражданка Прокопович, которую национальные суды лишили жилья (жалоба «Прокопович против России» № 58255/00; постановление от 18 ноября 2004г), а Европейский Суд признал ее жертвой нарушения статьи 8 Конвенции и статьи 1 Протокола 1 к Конвенции. Косвенная жертва — это родственник или близкий человек того, чьи права были нарушены. Так, родственник человека, погибшего в результате действия (бездействия) государства, направивший жалобу в Европейский Суд на нарушение статьи 2 Конвенции (право на жизнь), будет признан косвенной жертвой. Понятно, что сам погибший уже не может обратиться в Суд с жалобой. Наиболее типичными для России жалобами на нарушение статьи 2 Конвенции являются жалобы родственников людей погибших или пропавших без вести в Чечне (жалоба «Эстамиров и другие против России» №60272/00, постановление от 12 октября 2006г.). Однако, следует помнить, что любое нарушение права на жизнь защищается Конвенцией. Так, косвенной жертвой по статьям 2 и 3 Конвенции была признана заявитель Тарариева, у которой сын Н. Тарариев скончался в заключении в связи с неоказанием ему своевременной и надлежащей медицинской помощи (жалоба «Тарариева против России» 4353/03, постановление от 14 декабря 2006 г). Потенциальной жертвой будет признано лицо, чье право в настоящее время не нарушено, но потенциально может быть нарушено в результате действий государства. Примером потенциальной жертвы может быть лицо, которое подлежит высылке с территории государства как незаконно находящееся в государстве (жалоба «Болат против России» №14139/03, постановление от 05 октября 2006г.). Также потенциальной жертвой могут признать заявителя, которого органы государства принудительно желают поместить в психиатрическую лечебницу. Каков бы не был статус жертвы (прямая, косвенная или потенциальная) — все они имеют равное право на обращение за защитой в Европейский Суд по правам человека.