ЕСПЧ неоднократно указывал, что содержание лица под стражей может быть оправдано, только если в деле есть четкие указания того, что требование защиты общественных интересов, несмотря на презумпцию невиновности, перевешивает требование уважения личной свободы. Также ЕСПЧ исходит из того, что наличие обоснованного обвинения (подозрения) в том, что арестованное лицо совершило преступление, является непременным условием для законности содержания его под стражей, но по истечении некоторого времени этого становится уже недостаточно.
В соответствии с ч. 4 ст. 108 УПК РФ рассмотрение судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу проводится с участием защитника, если последний участвует в уголовном деле. Неявка без уважительной причины защитника, своевременно извещенного о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства
Если же участие защитника в судебном заседании в соответствии с требованиями ст. 51 УПК РФ является обязательным, а приглашенный подозреваемым или обвиняемым защитник, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания о рассмотрении ходатайства в порядке ст. 108 УПК РФ, в суд не явился, то дознаватель или следователь в силу ч. 4 ст. 50 УПК РФ принимает меры к назначению защитника. В этом случае суд выносит постановление о продлении срока задержания с учетом положений, указанных в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ. После назначения защитника к указанному в постановлении сроку суд с участием сторон рассматривает ходатайство по существу.
В случаях, когда закон допускает принятие решений о заключении под стражу (ч. 5 ст. 108 УПК РФ – объявление обвиняемого в международный розыск) и продлении срока содержания под стражей (ч. 13 ст. 109 УПК РФ – нахождение обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе) в отсутствие обвиняемого, участие защитника является обязательным.
3. Административные правонарушения: понятие, признаки, состав. Административное расследование: понятие, процедура проведения.
Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:
— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;
— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;
— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.
Необходимым признаком любого правонарушения является общественная опасность.
Для характеристики негативного воздействия административного правонарушения на общественные отношения предлагаются такие его признаки, как общественная вредность или антиобщественность, что позволяет легко их отграничить от уголовных преступлений.
Особенность административных правонарушений заключается в том, что совершение большинства из них обычно не влечет наступления непосредственно этих последствий, а лишь создает такую угрозу.