Пособник преступления – лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств, орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 ст. 33 УК РФ). В уголовном праве различаются физическое и интеллектуальное пособничество. Физическое пособничество состоит в содействии преступлению путем предоставления физической, материальной или организационной помощи другому лицу в процессе подготовки или совершения преступления. Интеллектуальное пособничество состоит в укреплении решимости других участников совершить преступление путем психического воздействия пособника на их сознание и волю.
Фактическое основание ответственности соучастников состоит в совершении каждым из них преступления. Юридическое основание уголовной ответственности соучастников заключается в наличии в действиях каждого из них признаков конкретного состава преступления. При этом необходимо учитывать, что исполнитель выполняет объективную сторону состава преступления, а другие соучастники создают для этого необходимые условия, в силу чего действия исполнителей квалифицируются по соответствующе статье Особенной части УК РФ, а действия других участников, кроме того, — со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Пределы уголовной ответственности соучастников вытекают из оснований их ответственности и обусловлены пределами, установленными конкретной статьей Особенной части УК РФ с учетом положений Общей части УК РФ, а также пределами личной виновности каждого соучастника.
Дифференциация уголовной ответственности и наказания при соучастии выражается в том, что, как отмечалось выше, в некоторых составах преступлений их совершение группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой является квалифицирующим признаком, влекущим более суровое наказание (например, ст.ст. 105 и 111 УК РФ). В тех случаях, когда организованная группа или преступное сообщество является признаком состава преступления, за создание таких групп, руководство или участие в них соответствующей статьей Особенной части УК РФ предусмотрена самостоятельная санкция (например, ст.ст. 208, 210 УК РФ). Кроме того, в УК РФ ответственность организаторов и руководителей групп и преступных сообществ шире пределов ответственности организаторов конкретных преступлений.
Индивидуализация уголовной ответственности состоит, прежде всего, в закреплении ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 67 УК РФ требований об учете характера и степени фактического участия каждого из соучастников в совершении преступлений при привлечении к ответственности, назначении наказания, а также в учете деятельного раскаяния соучастников.
В соответствии со ст. 36 УК РФ случаи совершения исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников, являются эксцессом исполнителя. В этой же статье УК РФ говорится о том, что за эксцесс исполнителя другие соучастники уголовной ответственности не подлежат. Указанное обстоятельство объясняется тем, что действия, составляющее эксцесс исполнителя, находятся вне рамок совместного преступления.