Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Билет № 44 ответов на вопросы экзамена на статус адвоката Адвокатской палаты Московской области — Ваш юрист

Билет № 44 ответов на вопросы экзамена на статус адвоката Адвокатской палаты Московской области

Следующий билет

1.   Понятие и виды сделок. Форма сделок. Условия действительности сделок.

Статья 153 ГК РФ дает понятие сделки.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статья 154 ГК РФ дает понятие договора и односторонней сделки.
Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.
Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Статья 155 ГК РФ устанавливает обязанности по односторонней сделке.
Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами.
Статья 156 ГК РФ определяет порядок правового регулирования односторонних сделок.
К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
Статья 157 ГК РФ определяет сделки, совершенные под условием.
Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим.
Если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается ненаступившим.

Статья 157.1 ГК РФ определяет порядок дачи согласия на совершение сделки.
Правила настоящей статьи применяются, если другое не предусмотрено законом или иным правовым актом.
Если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие.
В предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие.
При последующем согласии (одобрении) должна быть указана сделка, на совершение которой дано согласие.
Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом.

Статья 158 ГК РФ определяет форму сделок.
Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.
Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
Статья 159 ГК РФ определяет правовой статус устных сделок.
Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.
Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.
Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
Статья 160 ГК РФ определяет правовой режим письменной формы сделки.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 ГК РФ, согласно которым договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки.
Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.
Однако при совершении сделок, указанных в пункте 4 статьи 185 ГК РФ — получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, и доверенностей на их совершение подпись того, кто подписывает сделку, может быть удостоверена также организацией, где работает гражданин, который не может собственноручно подписаться, или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
Статья 161 ГК РФ устанавливает перечень сделок, совершаемых в простой письменной форме.
Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

  • сделки юридических лиц между собой и с гражданами;
  • сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.

Соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со статьей 159 ГК РФ могут быть совершены устно.
Статья 162 ГК РФ устанавливает последствия несоблюдения простой письменной формы сделки.
Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки.
Статья 163 ГК РФ дает понятие нотариально удостоверенных сделок.
Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.
Нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с требованиями настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Статья 164 ГК РФ предусматривает государственную регистрацию сделок.
В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Статья 165 ГК РФ устанавливает последствия несоблюдения нотариальной формы сделки и требования о ее регистрации.
Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В случаях, предусмотренных в данной статье, сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки.
Срок исковой давности по требованиям, указанным в настоящей статье, составляет один год.

2. Основные обязанности адвоката, связанные с деятельностью по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма.

Основные обязанности адвоката, связанные с деятельностью по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма регламентируются ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.

Согласно ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 2.1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно ч. 5 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» положения пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

Детально указанные обязанности раскрыты в  Рекомендациях по исполнению адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных Решением Совета ФПА РФ от 4 декабря 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами»

Для адвокатов, нотариусов, юридических, бухгалтерских и аудиторских контор установлены единые требования к правилам внутреннего контроля.

Правительство утвердило требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги.

Правила внутреннего контроля оформляются в бумажном или электронном виде и устанавливают порядок действий в «антиотмывочных» целях. Они включают 9 обязательных программ, которые касаются изучения клиента, оценки рисков, хранения информации, проверки системы внутреннего контроля, замораживания (блокирования) и пр. Определено содержание каждой программы.

Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами,  осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Настоящий документ определяет требования, предъявляемые при разработке адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, указанными в статье 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон), правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее — правила внутреннего контроля).

Для целей настоящего документа в отношении лиц, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, используются термины «лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги», «организации, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги», «индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги».

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, разрабатывают и реализуют правила внутреннего контроля в случае осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона.

Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждаются непосредственно адвокатом, нотариусом, руководителем организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, до начала осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона, а также руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором до начала оказания аудиторских услуг.

В случае подготовки или осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы разрабатывают и утверждают единые правила внутреннего контроля с отражением в них особенностей осуществления внутреннего контроля для каждого вида осуществляемой деятельности.

Правила внутреннего контроля должны приводиться адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения не позднее 1 месяца со дня вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами, непосредственно относящимися к указанным лицам и влияющими на исполнение ими требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля.

Контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации обеспечивают:

непосредственно адвокаты, нотариусы;

руководители организаций, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги;

индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;

руководители аудиторских организаций;

индивидуальные аудиторы.

Правила внутреннего контроля являются документом, который оформляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью адвоката, нотариуса, руководителя организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора, регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и устанавливает порядок и сроки осуществления действий адвокатов, нотариусов, организаций, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, сотрудников таких организаций, индивидуальных предпринимателей и индивидуальных аудиторов при реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Адвокаты, нотариусы, организации, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы вправе хранить правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, и в виде электронного образа документа. Правила внутреннего контроля на бумажном носителе заверяются подписью адвоката, нотариуса, руководителя организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора или уполномоченными лицами организации, индивидуального предпринимателя, индивидуального аудитора.

Правила внутреннего контроля должны содержать следующие обязательные программы:

а) программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля (далее — программа организации системы внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее — программа идентификации);

в) программа изучения клиента;

г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее соответственно — риск, программа оценки и управления рисками);

д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее — программа выявления операций);

е) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее — программа замораживания (блокирования);

ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

з) программа проверки системы внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — программа хранения информации).

Программа организации системы внутреннего контроля включает:

а) порядок назначения специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля. Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, может быть назначено физическое лицо, являющееся сотрудником на основании трудового договора с адвокатом, нотариусом, организацией, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором и соответствующее квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Адвокаты, нотариусы, индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальные аудиторы вправе назначить себя специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в случае соответствия квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

б) порядок возложения обязанностей специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, на период его отсутствия (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка). Лицо, на которое возлагаются обязанности специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля на период его отсутствия, должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

в) полномочия и обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;

г) полномочия и обязанности структурного подразделения, выполняющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (при наличии). Решение о создании структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения принимается лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациям самостоятельно исходя из особенностей структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков совершения их клиентами сделок или финансовых операций, направленных на отмывание доходов и финансирование терроризма;

д) описание системы внутреннего контроля лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

е) порядок внесения изменений в правила внутреннего контроля.

Программа идентификации включает:

а) установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных статьей 7 Федерального закона, и подтверждение достоверности этих сведений до приема на обслуживание клиента;

б) порядок принятия мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, и подтверждения достоверности полученных сведений;

в) проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений:

в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

в решениях о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, вынесенных межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма;

г) определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее — российские публичные должностные лица);

д) порядок выявления находящихся на обслуживании супругов, близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных), иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц;

е) оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в соответствии с программой оценки и управления рисками.

В программе идентификации определяются порядок и способ документального фиксирования сведений (информации), получаемых адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

Программа изучения клиента предусматривает проведение мероприятий, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона. При этом под определением деловой репутации клиента, предусмотренной указанным подпунктом, понимается его оценка, основывающаяся на общедоступной информации.

В программе изучения клиента определяются способы и формы документального фиксирования сведений (информации), получаемых адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в результате изучения клиента.

Программа оценки и управления рисками включает:

а) методику оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска до приема на обслуживание;

б) порядок и сроки пересмотра присвоенной клиенту степени (уровня) риска в ходе его обслуживания в случае, если такой клиент принят на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений;

в) порядок применения в отношении клиента мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, с учетом присвоенной ему степени (уровня) риска;

г) порядок управления рисками;

д) порядок документального фиксирования результатов оценки и управления рисками.

Оценка рисков осуществляется как до приема на обслуживание клиента, так и в ходе обслуживания клиента.

Оценка рисков клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков:

а) риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями;

б) риски, связанные с клиентами;

в) риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом.

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать дополнительные категории рисков.

При оценке рисков проводится классификация клиентов по следующим степеням (уровням) риска:

а) высокий риск;

б) средний риск;

в) низкий риск.

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оценке рисков учитывают:

а) результаты национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

б) рекомендации федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — Федеральная служба по финансовому мониторингу);

в) типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, размещенные в том числе на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и в иных доступных источниках;

г) признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Решение о присвоении клиенту степени (уровня) риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученной адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых клиентом либо в интересах клиента, и носит субъективно-оценочный характер.

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы осуществляют постоянный мониторинг присвоенной клиенту степени (уровня) риска в отношении клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, посредством оценки факторов, на основании которых была присвоена степень (уровень) риска.

Решение о пересмотре присвоенной клиенту степени (уровня) риска осуществляется при выявлении факторов, на основании которых оценивается степень (уровень) риска.

Управление рисками реализуется посредством осуществления действий по снижению степени (уровня) риска клиента в рамках мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включающих в том числе:

а) запрос дополнительных сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце в рамках идентификации клиента;

б) запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции (сделки);

в) запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиентов, а также об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества;

г) уведомление Федеральной службы по финансовому мониторингу о сделке или финансовой операции клиента в соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Федерального закона;

д) иные меры.

Программа выявления операций включает:

а) процедуры выявления сделок и финансовых операций (далее — операции (сделки), в том числе подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;

б) процедуры выявления операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям.

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в целях выявления операций (сделок), предусмотренных пунктом 23 настоящего документа, предусматривают в программе выявления операций проведение анализа разовых операций (сделок) клиента, совершаемых с участием адвоката, нотариуса, лица, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, а также осуществление постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг в целях выявления операций (сделок), предусмотренных пунктом 23 настоящего документа, осуществляют мониторинг операций (сделок) аудируемого лица.

Программа выявления операций предусматривает обеспечение повышенного внимания к операциям (сделкам) клиентов, отнесенных адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, к группе высокого риска.

В целях выявления операций (сделок), предусмотренных пунктом 23 настоящего документа, адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы включают в программу выявления операций признаки, указывающие на необычный характер операции (сделки) и утвержденные Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе включить в программу выявления операций дополнительные признаки, разработанные ими самостоятельно.

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы документально фиксируют выявление операции (сделки), имеющей признаки операций (сделок), указанных в пункте 23 настоящего документа, путем составления внутреннего сообщения либо в случаях, определенных в правилах внутреннего контроля, документально фиксируют сведения, указанные в пункте 28 настоящего документа, в составе иного документа.

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы самостоятельно разрабатывают форму внутреннего сообщения в правилах внутреннего контроля, которая включает в себя следующие сведения:

а) содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения;

б) сведения о клиенте, проводящем операцию (сделку) (основные идентификационные данные, выводы по результатам изучения клиента, выводы по результатам оценки риска);

в) сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение, и его подпись;

г) дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке);

д) запись (отметка) о решении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, принятом в отношении выявленной операции (сделки), содержащая мотивированное обоснование;

е) запись (отметка) о решении адвоката, нотариуса, руководителя организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора или уполномоченного ими лица, принятом в отношении операции (сделки), содержащая мотивированное обоснование;

ж) запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых в отношении клиента в связи с выявлением операции (сделки), указанной в пункте 23 настоящего документа.

Внутреннее сообщение может составляться:

а) непосредственно адвокатом, нотариусом;

б) сотрудником организации, оказывающей юридические и бухгалтерские услуги, выявившим признаки операции (сделки);

в) индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, у которого отсутствуют сотрудники;

г) сотрудником индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, выявившим признаки операции (сделки);

д) сотрудником аудиторской организации;

е) сотрудником индивидуального аудитора;

ж) специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.

Лицо, составившее внутреннее сообщение, передает его специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, когда внутреннее сообщение составлено:

а) непосредственно нотариусом, адвокатом;

б) индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, у которого отсутствуют сотрудники;

в) индивидуальным аудитором;

г) непосредственно специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.

Программа выявления операций содержит порядок действий специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, при получении внутреннего сообщения, а также порядок и сроки передачи специальным должностным лицом внутреннего сообщения руководителю организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальному предпринимателю, оказывающему юридические или бухгалтерские услуги, руководителю аудиторской организации, индивидуальному аудитору либо уполномоченным ими лицам, адвокату, нотариусу.

Программа выявления операций предусматривает изучение оснований и целей совершения всех выявляемых операций (сделок), имеющих признаки операций (сделок), указанных в пункте 24 настоящего документа.

Программа выявления операций предусматривает порядок и случаи принятия следующих дополнительных мер по изучению операций (сделок), имеющих признаки операций (сделок), указанных в пункте 24 настоящего документа:

а) получение от клиента необходимых объяснений и (или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл операции (сделки);

б) обеспечение повышенного внимания ко всем операциям (сделкам) этого клиента.

Программа выявления операций предусматривает принятие адвокатом, нотариусом, руководителем организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором или уполномоченными лицами организации, индивидуального предпринимателя, индивидуального аудитора:

а) решения о необходимости принятия дополнительных мер по изучению операции (сделки), которая имеет признаки операций (сделок), указанных в пункте 23 настоящего документа;

б) решения о представлении сведений о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 2 статьи 7.1 Федерального закона, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Программа выявления операций предусматривает порядок информирования Федеральной службы по финансовому мониторингу об операциях (сделках).

В программе замораживания (блокирования) предусматриваются:

а) порядок проведения проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Федерального закона до приема клиента на обслуживание и в ходе обслуживания клиента;

б) порядок принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества при приеме на обслуживание клиента и при обслуживании клиента с учетом специфики деятельности адвоката, нотариуса, лица, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги;

в) порядок информирования организаций и физических лиц о примененных в отношении их мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

г) порядок взаимодействия с организациями и физическими лицами, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в рамках осуществления операций, предусмотренных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6, пунктом 4 статьи 7.4, пунктом 7 статьи 7.5 Федерального закона, включая подтверждение фактов наличия оснований для осуществления таких операций;

д) информирование Федеральной службы по финансовому мониторингу о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В случае если аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не готовят и не осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, то такие организации и индивидуальные аудиторы не включают программу замораживания (блокирования) в правила внутреннего контроля.

Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Программа проверки системы внутреннего контроля обеспечивает контроль за соблюдением адвокатом, нотариусом, организацией (сотрудником организации), оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем (сотрудниками индивидуального предпринимателя), оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, правил внутреннего контроля и иных внутренних организационно-распорядительных документов, принятых адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В программе проверки системы внутреннего контроля предусматриваются:

а) порядок проведения на регулярной основе, но не реже 1 раза в год, внутренних проверок выполнения адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором правил внутреннего контроля требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) представление руководителю организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальному предпринимателю, оказывающему юридические или бухгалтерские услуги, руководителю аудиторской организации, индивидуальному аудитору по результатам внутренних проверок письменных отчетов, форма которых устанавливается в правилах внутреннего контроля, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, правил внутреннего контроля и иных внутренних организационно-распорядительных документов, а также сведения об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений);

в) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.

Внутренние проверки проводятся:

а) самостоятельно адвокатами, нотариусами, индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальными аудиторами в случае отсутствия у них сотрудников, находящихся с адвокатом, нотариусом, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным аудитором в трудовых отношениях;

б) специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля лица, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организации, индивидуального аудитора;

в) сотрудниками адвокатов, нотариусов, лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов в случаях, установленных в правилах внутреннего контроля, и при условии, что такие сотрудники находятся с адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в трудовых отношениях.

В случае отсутствия у адвоката, нотариуса, индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, индивидуального аудитора сотрудников, находящихся с ними в трудовых отношениях, документальное фиксирование результатов проверок внутреннего контроля осуществляется в порядке, установленном правилами внутреннего контроля, с указанием (при наличии) сведений о выявленных нарушениях и их устранении.

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при проведении проверок внутреннего контроля также используют информацию об оценке рисков неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, доводимую Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Программа хранения информации обеспечивает хранение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:

а) документов, содержащих сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, полученных на основании Федерального закона, иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правил внутреннего контроля;

б) документов, касающихся сделок и финансовых операций, сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких сделках и финансовых операциях;

в) документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии со статьей 7 Федерального закона и настоящим документом;

г) иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля обеспечивают конфиденциальность информации, полученной в результате их применения, а также осуществление мер, принимаемых адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором при реализации таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.  Административные правонарушения: понятие, признаки, состав. Административное расследование: понятие, процедура проведения.

Легальное определение административного правонарушения в настоящее время содержится в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Таким образом, административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:
— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;
— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;
— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.
необходимым признаком любого правонарушения является общественная опасность
Для характеристики негативного воздействия административного правонарушения на общественные отношения этими и другими учеными предлагаются такие его признаки, как общественная вредность или антиобщественность, что позволяет легко их отграничить от уголовных преступлений.
Представляется все же, что любое административное правонарушение обладает признаком общественной опасности, т.к. нарушение конкретных общеобязательных правил обычно создает опасность наступления крайне негативных для общества последствий. Особенность административных правонарушений заключается в том, что совершение большинства из них обычно не влечет наступления непосредственно этих последствий, а лишь создает такую угрозу. Вместе с тем сами эти последствия таковы, что в случае их наступления могут причинить даже больший вред, чем многие уголовные преступления.
Вторым признаком административного правонарушения является противоправность. Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением, и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.
Виновность означает, что являющееся административным правонарушением деяние совершается при наличии вины. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние (даже противоправное) административным правонарушением. Вина может выступать в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности (статья 2.2 КоАП РФ). Статья 1.5 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ — что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Наказуемость деяния означает, что за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность. Иногда за совершение противоправного деяния законодательством предусмотрена иная ответственность (дисциплинарная, уголовная и др.) либо не установлено никакой ответственности. В этом случае деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением. Например, движение транспортного средства со скоростью, не соответствующей реальным дорожным условиям, однако не превышающей установленных ограничений, само по себе не является наказуемым в административном порядке и не может квалифицироваться в качестве административного правонарушения по статье 12.9 КоАП РФ.
Признаки административного правонарушения следует отличать от элементов его состава. Совокупность признаков сама по себе состава правонарушения не образует, для его наличия необходимо присутствие всех его элементов.
Совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав — явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности/
Cостав административного правонарушения определяется как совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое
Таким образом, в составе административного правонарушения можно выделить объективные элементы состава (объект и объективная сторона) и субъективные (субъект и субъективная сторона).

Объект административного нарушения

Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности. Посягательство на все эти объекты обычно осуществляется путем нарушения конкретных правил и запретов, установленных в различных сферах общественной жизни. В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в ст. 1.2 КоАП РФ:
— защита личности;
— охрана прав и свобод человека и гражданина;
— охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— защита общественной нравственности;
— охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;
— защита общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
— защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
В теории обычно выделяют три вида объектов административного правонарушения: общий, родовой и видовой (непосредственный).
Общим объектом административного правонарушения являются все общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев — конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
Родовыми объектами административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в определенной сфере общественной жизни. Исходя из родовых объектов посягательств, составы административных правонарушений сгруппированы по главам в Особенной части КоАП РФ. Так, родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации», являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере связи и информации.
Видовым, или непосредственным, объектом административного правонарушения признается объект посягательства отдельно взятого административного правонарушения. Так, например, непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.29 КоАП РФ «Незаконное получение или предоставление кредитного отчета», являются общественные отношения, возникающие при реализации установленных законом правил получения или предоставления кредитного отчета.

Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством.
В соответствии с действующим КоАП РФ субъектами административных правонарушений могут являться как физические, так и юридические лица.
Понятие «субъект административного правонарушения» очень близко к понятию «субъект административной ответственности». И все-таки знак равенства между ними ставить нельзя. Действительно, в большинстве случаев они совпадают. Лицо, совершившее административное правонарушение, привлекается к административной ответственности и становится ее субъектом. Однако бывают ситуации, когда они будут различаться. Так, например, гражданин, допустивший незначительную временную просрочку платы за негативное воздействие на окружающую среду, становится субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», однако если он будет освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью, субъектом административной ответственности он не станет. То же относится к случаям совершения административного правонарушения в состоянии невменяемости. А вот если деяние, подпадающее под признаки административного правонарушения, совершено в состоянии крайней необходимости, не возникнет не только субъекта административной ответственности, но и субъекта административного правонарушения, т.к. в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ «не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости».
Все субъекты административного правонарушения могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).
Общим субъектом административного правонарушения является совершеннолетний гражданин Российской Федерации. Ответственность таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей.
В административном праве термином «гражданин» обозначается лицо (человек), не состоящее с органом государственного управления в трудовых или государственно-служебных отношениях. В то же время следует иметь в виду, что в сфере административно-правового регулирования различается правовое положение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности. Правосубъектность можно определить как способность быть субъектом права. При этом правосубъектность одновременно охватывает:
1) возможность обладания правами и обязанностями;
2) возможность их самостоятельного осуществления.
Административная правосубъектность — это сочетание административной правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность является проявлением общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Иными словами, это способность приобретать соответствующий комплекс прав, обязанностей и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правоотношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определенной административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления.
Административная правоспособность гражданина — реальная и обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и исполнять административно-правовые обязанности. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. По закону граждане обладают равным объемом административной правоспособности во всех сферах хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни. При этом правоспособность может быть частично ограничена в случаях и в порядке, которые определены действующим законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которое закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений).
Исходя из этого, административная правоспособность является лишь потенциальной возможностью гражданина воспользоваться предоставленными ему правами и исполнить возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса.
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности. Под ней обычно понимается способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. По закону граждане обладают, как правило, равной административной дееспособностью.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Однако общим субъектом административной ответственности будет являться гражданин Российской Федерации, достигший возраста не 16, а 18 лет, т.к. лица в возрасте от 16 до 18 лет считаются несовершеннолетними и относятся к особым субъектам административной ответственности.
Специальным субъектом административного правонарушения является лицо, которое специально указано в качестве субъекта административной ответственности в конкретной статье КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Так, например, правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.16 КоАП РФ: «невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях», может быть совершено только капитаном судна, который и будет являться специальным субъектом в данной ситуации. Никакое другое лицо к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.16 КоАП РФ, привлечено быть не может. Специальными субъектами являются водители, родители несовершеннолетних лиц, работодатели, таможенные брокеры и т.д.
Особыми субъектами административного правонарушения являются лица, привлечение к ответственности которых характеризуется какими-либо особенностями. Таковыми выступают, в частности, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и иные лица, имеющие специальные звания, и т.п.

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, то есть показывает, что объективно произошло. Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние. В то же время в объективную сторону могут включаться и другие элементы, которые характеризуют деяние с точки зрения способа, средств, времени и места его совершения, наличия причинной связи между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности, систематичности и длительности.
Деяние может выражаться в двух формах — действия или бездействия.
Действие — это активное нарушение установленных запретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершаться только в форме действия. Так, например, только путем совершения определенных действий осуществляется правонарушение, предусмотренное ст. 14.11 КоАП РФ «Незаконное получение кредита».
Бездействие — это пассивное поведение, связанное с несовершением лицом тех действий, которые оно обязано совершить в силу требования закона. Существуют правонарушения, совершаемые только путем бездействия, например предусмотренные ст. 12.17 КоАП РФ «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами».
В то же время значительная часть административных правонарушений может совершаться как путем совершения действий, так и бездействием.
Входящее в объективную сторону состава административного правонарушения деяние может быть оконченным или длящимся. Разница между ними заключается в том, что оконченное правонарушение совершается одномоментно (например, проезд на запрещающий сигнал светофора — ст. 12.12 КоАП РФ), а длящееся — в течение продолжительного времени (например, осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом — ст. 14.23 КоАП РФ).
При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или оконченным необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.
Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, то есть до момента завершения противоправного поведения (состояния)
Для квалификации административного правонарушения нередко имеют значение место, время, способ и средства совершения противоправного деяния.
Время совершения противоправного деяния может иметь значение постольку, поскольку для некоторых деяний только их совершение в определенное время делает их противоправными. Так, например, в соответствии со ст. 1.1 Закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» от 29 марта 2006 года N 34-ЗСО действия, нарушающие тишину и покой граждан, влекут административную ответственность только в случаях, если они совершены с 23 часов до 7 часов.
Место совершения противоправного деяния также имеет большое значение для его квалификации. Так, например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.2 КоАП РФ, может быть совершено только в пограничной зоне.
Способом совершения административного правонарушения является совокупность последовательно совершаемых правонарушителем приемов.
Средства совершения административного правонарушения — различные как запрещенные, так и не запрещенные к использованию предметы и приспособления, посредством которых правонарушитель и совершает административное правонарушение.
Совершенное нарушителем деяние может носить злостный, повторный, неоднократный и систематичный характер, кроме того, оно может быть длящимся.
Злостность характеризует упорство правонарушителя, явно выраженное нежелание подчиняться законным требованиям, в том числе выраженным неоднократно. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Повторность обозначает совершение одним и тем же лицом нового правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за однородное правонарушение. Повторность совершения административного правонарушения также является обстоятельством, отягчающим ответственность.
Неоднократность имеет место, когда правонарушитель совершил два или более однородных административных правонарушения, за каждое из которых он еще не подвергался наказанию.
Систематичным будет являться правонарушение, совершаемое несколько раз в течение года в одной и той же сфере одним и тем же субъектом. Так, например, систематичным может быть признано нарушение водителем Правил дорожного движения.
Как уже указывалось выше, в отличие от уголовных преступлений, для большинства административных правонарушений характерно то, что они не вызывают напрямую наступление общественно опасных последствий, однако создают условия для их наступления. Тем не менее среди административных правонарушений имеются и такие, которые напрямую связаны с наступлением общественно опасных последствий в результате совершения определенного деяния.
По данному критерию (наличию или отсутствию общественно опасных последствий как элемента состава) административные правонарушения подразделяются на правонарушения с материальным или формальным составом.
Правонарушения с формальным составом считаются оконченными с момента фактического нарушения правил, невыполнения обязанности и т.п., независимо от наступления или ненаступления общественно опасных последствий. Примером правонарушения с формальным составом является сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (ст. 5.23 КоАП РФ).
Правонарушения с материальным составом считаются совершенными только в том случае, если противоправное деяние повлекло за собой наступление конкретных общественно опасных последствий. Таким, например, является нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ). В данном случае имеется не только нарушение Правил дорожного движения, но и наступившие общественно опасные последствия (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего). Кроме того, обязательным элементом объективной стороны таких правонарушений является прямая причинная связь между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями (то есть причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего должно быть вызвано именно нарушением водителем Правил дорожного движения).

Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, то есть правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороны административного правонарушения является вина правонарушителя.
Вина традиционно определяется как психическое отношение лица к совершаемому им деянию, а также (для материальных составов) к последствиям данного деяния. КоАП РФ выделяет две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2).
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Описание данных форм вины практически совпадает с приведенным в ст. 24 — 26 УК РФ. Однако, в отличие от уголовного законодательства, КоАП РФ не выделяет виды умысла и неосторожности. Вместе с тем это сделано в теории административного права с учетом положений указанной статьи.
Выделяют два вида умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий. Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия), и во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий. Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий. Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом. Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а возможно предвидение только их потенциальной возможности.
Установление умышленной формы вины является обязательным в случаях, когда КоАП РФ предусматривается ответственность только за умышленно совершенное правонарушение. Так, например, ст. 5.14 КоАП РФ предусматривает ответственность только за умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы; ст. 7.17 КоАП РФ — за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба; ст. 17.7 КоАП РФ — за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, и т.д.
Разграничение умысла на прямой и косвенный важно для материальных составов административных правонарушений. Если в формальных составах умышленная вина заключается в осознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия (учитывается только интеллектуальный компонент вины), то в материальных составах умышленная вина кроме осознания противоправности совершаемого действия или бездействия включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям, т.е. учитывается и волевой компонент вины.
Неосторожность, как и умысел, подразделяется на два вида: легкомыслие (самонадеянность) и небрежность.
Легкомыслие предполагает, что лицо предвидело возможность совершения противоправных действий или наступления опасных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий. Так, например, водитель, зная о приближении поезда, но видя, что шлагбаум через переезд еще не начал закрываться, резко увеличивает скорость, надеясь проскочить, однако проезжает уже при закрывающемся шлагбауме, тем самым совершая правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ.
При небрежности лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Так, например, бухгалтер в силу своей низкой квалификации и незнания действующего законодательства уничтожает учетные документы, подлежащие длительному хранению, и тем самым совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ.
КоАП РФ устанавливает принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Кроме того, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности такого лица толкуются в пользу этого лица.
В приведенной статье не конкретизируется, к каким именно лицам относятся указанные нормы, следовательно, их следует применять ко всем, в том числе и к юридическим. Однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц. Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности.
В субъективную сторону административного правонарушения, помимо вины, могут входить и другие элементы, в частности мотив и цель правонарушения. В отличие от вины, наличие их обычно не является обязательным. В то же время можно привести примеры, когда для признания деяния административным правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено не только виновно, но и с определенной целью или при наличии определенного мотива. Так, например, ст. 13.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за изготовление заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов только в целях сбыта. То есть если данная цель отсутствовала, привлечь лицо к административной ответственности невозможно. В приведенном примере цель является обязательным элементом субъективной стороны состава административного правонарушения.

Статья 28.7 КоАП РФ. Административное расследование

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике (в части соблюдения требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики), о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.
5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.
5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.
6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

4.   Составить проект апелляционной жалобы на приговор суда.

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

на приговор Щелковского городского суда Московской области

Приговором Щелковского городского суда Московской области от 1 сентября 2019 г. осужден Иванов Иван Иванович по ч. 4 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Постановленный приговор в законную силу не вступил.

Обжалуемым приговором нарушены следующие законные права, свободы и интересы заявителя: право на справедливое судебное разбирательство, право на применение презумпции невиновности.

Выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, а именно: суд безосновательно признал имеющим место событие преступления, что подтверждается показаниями свидетелей по делу, пояснившим суду, что в момент совершения преступления, осужденный находился не в г. Щелково Московской области, а на отдыхе в Королевстве Таиланд. Данный факт также подтверждается отметками пограничного контроля в заграничном паспорте осужденного, сделанными пунктом пропуска аэропорта Домодедово и органом пограничного контроля королевства Таиланд.

Согласно п. 1 ст. 389.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основанием отмены или изменения приговора в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции. В соответствии со ст. 389.16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приговор признается не соответствующим фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, если:

1) выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании;

2) суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда;

3) в приговоре не указано, по каким основаниям при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, суд принял одни из этих доказательств и отверг другие;

4) выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного закона или на определение меры наказания.

В данном случае предусмотренными законом основаниями для пересмотра приговора в апелляционном порядке являются приведенные выше доводы, подтверждающие наличие оснований, из ст. 389.16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 389.2 — 389.4, 389.6, 389.16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Прошу суд

  1. Отменить обвинительный приговор и вынести оправдательный приговор
  2. Разрешить вопрос о присутствии подсудимого Иванова И.И., содержащегося под стражей, в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Защитник Иванова И.И.

Адвокат П.П. Петров

Следующий билет

Пожертвование на развитие ресурса