1. Оказание юридической помощи гражданам РФ бесплатно. Участие адвоката в государственной системе бесплатной юридической помощи.
Статья 48 Конституции РФ предусматривает, что в определенных законом случаях профессиональная юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно.
Статья 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает порядок оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:
- истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
- ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
- гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
- гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.
Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534″О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» в 10 субъектах федерации были созданы государственные юридические бюро по оказанию бесплатной юридической помощи.
О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам было принято Решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации то 23 мая 2007 г., объявленное приказом Минюста РФ от 22 июня 2007 г. N 129 А по результатам эксперимента было принято Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро (утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1029).
1. Государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь, предусмотренную пунктом 2 настоящего Положения, гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь в виде устной консультации вне зависимости от уровня их дохода. 2. Государственные юридические бюро оказывают бесплатно следующие виды юридической помощи: а) консультация по правовым вопросам в устной и письменной форме; б) составление заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера; в) представление интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. 3. Для получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет в государственное юридическое бюро следующие документы: а) заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации; б) документ, удостоверяющий личность; в) справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в государственное юридическое бюро. Справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; г) инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, для получения юридической помощи в виде устной консультации вместо справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) — предусмотренные федеральным законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям. 4. Решение об оказании бесплатной юридической помощи принимается начальником государственного юридического бюро или по его письменному поручению — работником государственного юридического бюро в день представления гражданином документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения. Бесплатная юридическая помощь, за исключением устной консультации, оказывается на основании соглашения между гражданином и государственным юридическим бюро, заключаемого по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации. В случаях, предусмотренных соглашением, государственное юридическое бюро на основании договора вправе поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, бесплатную юридическую помощь, в том числе выступить его представителем в гражданском судопроизводстве, а также в исполнительном производстве по гражданскому делу. 5. Государственное юридическое бюро может заключить с адвокатом договор (по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации), предусматривающий: оказание бесплатной юридической помощи гражданам на постоянной основе; оказание бесплатной юридической помощи конкретному гражданину. 6. В оказании бесплатной юридической помощи может быть отказано, если: а) гражданин, обратившийся в государственное юридическое бюро, не представил документы, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения; б) из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше (равен) величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) гражданин ходатайствует об оказании юридической помощи, не предусмотренной настоящим Положением. 7. Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован обратившимся в государственное юридическое бюро гражданином в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Срок рассмотрения жалобы составляет не более 10 рабочих дней. В случае если гражданину отказано по основаниям, не предусмотренным настоящим Положением, руководитель территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации в течение указанного срока направляет начальнику государственного юридического бюро (лицу, исполняющему его обязанности) предписание об устранении нарушений, о чем в письменной форме уведомляет гражданина. Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован гражданином в суд. 8. Начальник государственного юридического бюро назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства юстиции Российской Федерации. Работники государственного юридического бюро, к полномочиям которых относится оказание юридической помощи, назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро по согласованию с руководителем территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Иные работники государственного юридического бюро назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро. 9. Министерство юстиции Российской Федерации: а) координирует и контролирует деятельность государственных юридических бюро; б) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия премирования работников государственных юридических бюро; в) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 10. Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации: а) рассматривают жалобы на действия (бездействие) работников государственных юридических бюро; б) заслушивают отчеты начальников государственных юридических бюро о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи; в) анализируют деятельность государственных юридических бюро и ежеквартально представляют в Министерство юстиции Российской Федерации доклад о результатах работы этих бюро. 11. Работник государственного юридического бюро, оказывающий бесплатную юридическую помощь: а) должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования; б) не вправе оказывать юридическую помощь, если в отношении вопроса, с которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он: имеет свои интересы, отличные от интересов гражданина; участвовал в его рассмотрении (решении) в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика; являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах этого гражданина; оказывает юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося гражданина; в) не вправе разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием юридической помощи, без согласия этого гражданина. Как видно из содержания данного Положения, создана государственная структура по оказанию профессиональной юридической помощи.
Однако, как следует из анализа итогов работы государственных юридических бюро в ходе эксперимента, на каждое бюро были потрачены бюджеты не менее 10 млн. руб. при низкой эффективности их деятекльности, выраженной в малом количестве лиц, которым была оказана юридическая помощь. Представляется, что данные средства на тех же условиях можно было истратить на оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках тех же юридических консультаций.
Данный порядок оказания бесплатной юридической помощи реально действовал до конца 2012 года в связи с тем, что 21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Указанным Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Целями настоящего Федерального закона являются: 1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — бесплатная юридическая помощь); 2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства; 3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию. Статья 2 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закрепляет право на получение бесплатной юридической помощи. Эта норма развивает положения части 1 статьи 48 Конституции РФ. Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.