Статья 27 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок государственной и муниципальной поддержки некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в формах и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
Статья 29 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок финансирования мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.
1. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно. 2. Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. 3. Финансирование расходов органов местного самоуправления, связанных с созданием и деятельностью муниципальных юридических бюро, установлением дополнительных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, является расходным обязательством местных бюджетов.
Как видно из изложенного, данный Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» требует принятия на уровне субъектов федерации и муниципальных образований нормативных актов, опредеделяющих порядок оказания бесплатной юридической помощи и её финансирования. Как видно из содержания данного закона, в течение 2012 года на уровне субъектов федерации должна быть сформирована система организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь, и выработан порядок финансирования мероприятий по окзанаию юридической помощи.
Также хочется обратить внимание на то, что статья 6 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» содержит концептуальное положение, согласно которому как минимум на уровне судов общей юрисдикции не будет реализована адвокатская монополия на судебное представительство.
Такж хочется отметить, что данный закон в том виде, в каом он имеет место сейчас может стать причиной для злоупотреблений в целях получения бюджетных средств. Так например, в законе не прослеживается механизм контроля обоснованности и необходимости получения юридической помощи.
Сопсобы создания объемов работ по оказанию беспланой юридической помощи с целью получения бюджетных средств уже явно прослеживаются в содержани данного закона. Представляется, что данный закон станет толчком для создания в массовом порядке негосударственных центров оказания бесплатной юридической помощи, целью которых будет выкачка бюджетных средств.
Автор данного труда участвует в программе оказания бесплатной юридической помощи. Однако, за время действия Закона о бесплатной юридидческой помощи, еще не было ни одного случая её оказания, хотя обращений по этому поводу очень много. Причиной этому явлется ограниченный круг субъектов, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и ограниченный круг вопросов, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно. ЗАчастую обращаются субъекты, имеющие право на получение юридической помощи бесплатно, но по вопросам, которые не входят в программу бесплатной юридической помощи. Другие коллеги оказывают таки субъектам юридическую помощь по другшим вопросам, оформляя в документации вопросы, по которым такая помощь может быть оказана. Полагаю, что адвокат так не должен поступать, унижая статсус адвоката и свое человеческое достоинство. Статья 24 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» определяет статус юридической консультации. В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации должно включать в себя сведения:
- о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию;
- о числе судей в данном судебном районе;
- о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов;
- о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.
После согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.