При этом субъектами общественного земельного контроля могут быть не только общественные организации и объединения, но и сами граждане. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает возможность объединения заинтересованных граждан в организации для осуществления экологического контроля.
Следует отметить также независимый характер общественного контроля. Так, в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти, не допускается. Общественные организации вправе выступать с собственными инициативами по различным земельным вопросам и вносить соответствующие предложения в органы государственной власти. В целях привлечения широкой общественности к осуществлению контроля за использованием и охраной земель официально назначается общественный инспектор, как правило, из числа лиц, хорошо знающих земельное законодательство, имеющих опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды. Общественные инспекторы осуществляют свою деятельность под руководством органов государственного земельного контроля и обеспечиваются ими законодательными актами, рекомендациями и иными правовыми источниками по организации и ведению земельного контроля.
Следует отметить достаточно высокий уровень полномочий, которыми обладают общественные инспекторы. В частности, они могут беспрепятственно посещать и обследовать землевладения любой формы собственности, составлять протоколы о земельных правонарушениях и направлять их в органы государственного земельного контроля, вносить в органы управления земельным фондом предложения о приостановлении строительства объектов, добычи полезных ископаемых или эксплуатации объектов в том случае, если они совершаются с нарушением земельного законодательства.
§ 5. Мониторинг земель
Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды.
Задачи мониторинга и порядок его ведения установлены Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г.
Задачами мониторинга земель являются:
— своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов;
— информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
— обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в целом и о состоянии земель в частности.
Мониторинг охватывает все земли РФ независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.
В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, выявляются изменения и производится их оценка.
В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется по соответствующим программам.
Мониторинг включает в себя:
— сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;
— непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;