Суть реорганизации заключалась в осуществлении следующих преобразований.
1. Приватизация земель сельскохозяйственного назначения путем раздела земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий на доли (паи), передача их в собственность граждан, занятых в сфере сельскохозяйственного производства.
2. Приватизация имущества сельскохозяйственных предприятий путем раздела основных и оборотных средств колхозов и совхозов на доли (паи), которые также могли бы быть переданы в собственность этих граждан.
3. Предоставление работникам сельхозпредприятий права свободного выхода из их состава для образования новых хозяйственных структур (крестьянских хозяйств, товариществ, обществ, производственных кооперативов) путем внесения земельных и имущественных паев в учредительный (уставный) капитал этих организаций или ведения индивидуальной частнопредпринимательской деятельности.
4. Установление режима свободной хозяйственной деятельности новых производственных структур на базе рыночных отношений и невмешательства в нее государственных органов.
Раздел продуктивных земель на доли (паи) осуществлялся путем деления площади сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов на число лиц, имеющих право на получение земли в собственность.
При этом устанавливался принцип равновеликих земельных долей всех участников долевой собственности независимо от стажа работы, должностных, возрастных и иных признаков. Весь долевой земельный массив каждого сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза и т.п.) передавался в общую долевую собственность всех пайщиков данного предприятия. При этом каждый участник общей долевой собственности мог свободно выйти из состава с/х предприятия для участия в учреждении новых организационно-правовых хозяйственных структур (товариществ, обществ, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и т.п.) либо для ведения личного подсобного хозяйства.
Право собственности на земельную долю удостоверялось выдачей правообладателю специального правоустанавливающего документа — свидетельства. На первых порах земельной доле придавался статус самостоятельного объекта гражданско-правовых сделок: купли-продажи, аренды, наследования, дарения и т.п. Позже это положение было существенно ограничено Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Наиболее распространенной организационно-правовой формой ведения сельскохозяйственного производства в новых условиях стали хозяйственные товарищества и общества, составляющие более 50% всех коммерческих сельскохозяйственных организаций. За ними идут сельскохозяйственные производственные кооперативы (около 20%) и унитарные предприятия (13%). Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в сельскохозяйственном земельном фонде составляет несколько более 6% при среднем размере хозяйства около 40 гектаров 1.
1 Комов Н.В. Государственное управление землеустроительным фондом. М., 1996.
Исходя из специфики регионального характера, законодатель ввел ограничения на приватизацию некоторых видов земель сельскохозяйственного назначения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
§ 4. Субъекты права на земельные участки
сельскохозяйственного назначения
По общему правилу субъектами земельных правоотношений, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, могут быть как физические, так и юридические лица при одном обязательном условии: земельные участки должны использоваться ими для целей, связанных с сельскохозяйственным производством.