Размеры участков, предоставляемых предприятиям обрабатывающей промышленности, определяются в соответствии с проектно-технической документацией. В случае приватизации предприятий размер выкупаемого или предоставляемого участка устанавливается по материалам отвода земель на момент строительства объекта. При предоставлении участка должно соблюдаться требование законодательства об охране земель: предоставляться должны прежде всего земли, непригодные для сельскохозяйственных целей, а при отсутствии такой возможности — сельскохозяйственные угодья худшего качества. В этом случае промышленные предприятия, в пользу которых производилось изъятие земель, обязаны возместить соответствующим сельскохозяйственным предприятиям все убытки, связанные с изъятием, включая упущенную выгоду, а государству — стоимость потерь сельскохозяйственного производства.
Хозяйственное управление землями обрабатывающей промышленности осуществляют те министерства и ведомства, в подчинении которых находятся эти предприятия.
Одновременно с предоставлением участка под объект промышленности решается вопрос о выделении охранной зоны. Необходимость и размеры ее определяются проектом или специальным административным актом. Этим же актом определяется и правовой режим использования земель охранной зоны. Земли охранной зоны могут изыматься из состава земель предприятия, на территории которого размещается промышленный объект, но могут и не изыматься. Это зависит от того, могут ли они быть используемы для прежних целей, или устанавливаемые ограничения исключают такую возможность. В первом случае (ограничение прав землепользователей) промышленные предприятия, в интересах которых устанавливаются охранные зоны, обязаны возместить сельскохозяйственным предприятиям все убытки, включая упущенную выгоду, а государству — стоимость потерь сельскохозяйственного производства.
Права и обязанности промышленных предприятий как субъектов права на землю имеют общий для всех собственников земли и землепользователей характер и определяются ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ. Они имеют право возводить соответствующие целевому назначению земель постройки и сооружения (что определяется проектом), использовать в установленном порядке для внутрихозяйственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, лес, водоемы и др.
§ 3. Право недропользования и правовой режим
земель добывающей промышленности
1. Добывающая промышленность представляет собой совокупность промышленных предприятий, занимающихся горными разработками (горным промыслом), т.е. разведкой, добычей и первичной обработкой полезных ископаемых. Отношения в сфере деятельности этих предприятий составляют группу горных отношений.
Отношения по недропользованию тесно связаны с земельными отношениями, которые в этом случае составляют особую группу отношений, имеющую свою специфику регулирования.
Недра наряду с землей, водами и лесной растительностью являются самостоятельным объектом окружающей природной среды, хотя и находятся во взаимной зависимости с ними в общей системе природопользования. В то же время недра представляют собой часть земной коры, расположенной главным образом ниже почвенного слоя, и поэтому не входят в понятие земли как земной поверхности. В этой связи следует отличать недра от полезных ископаемых, которые могут не только выходить на поверхность и сливаться с понятием земли (песок, глина, гравий и т.п.), но и иметь в этом смысле очень широкое территориальное распространение. Именно этот признак в совокупности с народнохозяйственной значимостью положен в основу классификации полезных ископаемых (см. Инструкцию по оформлению горных отводов для разработки полезных ископаемых, утвержденную Приказом МПР от 7 февраля 1998 г. № 56). Все полезные ископаемые подразделяются на два вида: общераспространенные (песок, глина, камень, гравий, гипс, известь и др.) и необщераспространенные (рудные и нерудные; твердые, жидкие, газообразные). Такое разграничение полезных ископаемых является юридическим основанием для существенных различий в правовом режиме участков недр (в порядке предоставления участков, в праве пользования ими, в порядке регулирования иных отношений по недропользованию).