Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс уголовного права. Том 2. Общая часть «Учение о наказании» — Страница 59 — Ваш юрист

Курс уголовного права. Том 2. Общая часть «Учение о наказании»

_ 4. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

В процессе исполнения принудительных мер медицинского характера возникает необходимость их продления, изменения и прекращения. Эти вопросы, согласно ст. 102 УК РФ, решает суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение. В УК подчеркивается ведущая роль судебного контроля не только при назначении принудительных мер, но и на протяжении всего процесса их осуществления.

Именно такой подход соответствует положениям международно-правовых документов, в частности, Принципам защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, утвержденным резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 46/119 от 17 декабря 1091 г., и положениям Конституции РФ о высшей ценности человека, его прав и свобод, отражает тенденции развития психиатрии в направлении укрепления гарантий защиты прав человека, большей гуманизации и усиления контроля со стороны общества за обоснованностью применения различных видов психиатрической помощи, особенно осуществляемых в недобровольном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 УК лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем такое продление может производиться ежегодно.

Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

До принятия УК 1996 г. продление принудительного лечения без изменения его вида осуществлялось по решению комиссии врачей-психиатров, которая проводила освидетельствование лиц, находящихся на принудительном лечении, не реже одного раза в шесть месяцев. Поскольку максимальные сроки принудительного лечения законом не устанавливались, подобное положение приводило иногда к тому, что принудительное лечение продолжалось десятилетиями без какого-либо вмешательства суда.

Установление судебной процедуры продления принудительного лечения повышает ответственность медицинских работников за обоснованность применения к больным принудительных мер медицинского характера и является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов последних, поскольку определение о продлении принудительного лечения может быть обжаловано в судебном порядке.

При продлении принудительных мер медицинского характера принимается во внимание сохранение оснований назначения принудительного лечения, т.е. отсутствие существенных изменений в клинике заболевания, свидетельствующих, что в результате лечения достигнуто стойкое безопасное состояние больного для себя и других лиц.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила без изменения постановление судьи Ростовского областного суда, признавшего преждевременным прекращение применения к лицу принудительных мер медицинского характера. Как видно из материалов дела, отказ судьи в отмене принудительных мер медицинского характера в отношении П., несмотря на наступившее улучшение в состоянии его здоровья, основан на приведенных в судебном заседании доказательствах, которые свидетельствуют о том, что П., совершивший деяния, предусмотренные п. «б», «з» ст. 102, ч. 3 ст. 206 УК РСФСР (убийство и злостное хулиганство), все еще представляет общественную опасность*(371).

Изменение принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

Изменение принудительных мер медицинского характера возможно как в сторону смягчения, так и в сторону перехода к более строгому по ограничительным условиям виду принудительного лечения. Здесь возможно применение ступенчатой системы изменения принудительного лечения, например, после принудительного лечения в стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением при улучшении состояния больного переводят в стационар специализированного типа, после чего в стационар общего типа и наоборот, в условия более строгого наблюдения при изменении психического состояния больного в худшую сторону, что проявляется главным образом в повышении агрессивности. Введение амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра делает ступенчатую систему изменения принудительных мер медицинского характера более законченной, так как позволяет использовать данную меру как заключительный этап принудительного лечения*(372).

Основанием для прекращения применения принудительных мер медицинского характера, согласно ч. 3 ст. 102 УК, является такое изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры. Показателем прекращения применения принудительных мер медицинского характера является прежде всего выздоровление лица. Однако в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, говорить о полном выздоровлении не всегда возможно. Гораздо чаще имеют место случаи такого изменения состояния больного, в результате которого психические расстройства перестают быть связанными с возможностью причинения существенного вреда либо с опасностью больного для себя или других лиц. В большинстве случаев это вызвано улучшением психического состояния больного в результате проведенного лечения или реабилитирующих мероприятий. Но нередко снижение вероятности совершения опасных деяний является следствием не улучшения, а ухудшения клинических показателей психического расстройства. Например, развитие слабоумия, утрата способности к последовательной деятельности, снижение активности и т.п. вследствие прогрессирования хронического психического расстройства, что объективно приводит к уменьшению потенциальной опасности лица. Если подобные изменения носят стойкий характер, это является основанием для постановки вопроса об отмене принудительных мер медицинского характера ввиду достижения их целей.

Прекращая применение принудительных мер медицинского характера в психиатрическом стационаре, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о продолжении лечения или направлении его в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 412 УПК РСФСР) ходатайство о прекращении или изменении принудительной меры медицинского характера могут возбуждать перед судом близкие родственники лица, находящегося на принудительном лечении, и иные заинтересованные лица (например, опекун).

Пожертвование на развитие ресурса