Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть — Страница 8 — Ваш юрист

Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть

_ 7. Преступления, посягающие на установленный порядок обращения (оборота) валютных ценностей

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК). Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 191 УК, заключается в том, что оно нарушает интересы экономической деятельности в сфере оборота (обращения) драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и нередко сопутствует другим преступлениям, например, хищениям этих ценностей.

Порядок оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга регламентируется Законом РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», с последующими изменениями и дополнениями*(73); Федеральным законом от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»*(74); постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации»*(75) и другими нормативно-правовыми актами.

Объектом преступления является установленный законодательством порядок оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга.

Предметом преступления являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни, а также жемчуг в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

Отнесение изделий, содержащих золото и серебро, к ювелирным и другим бытовым изделиям осуществляется в порядке, устанавливаемом Комитетом РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням (см. п. 1 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации от 30 июня 1994 г.).

Согласно ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы — это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Не является предметом регулирования Федерального закона порядок совершения гражданами сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в их собственности (частной собственности).

С объективной стороны преступление заключается: 1) в совершении сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом в нарушение правил, установленных законодательством РФ, или 2) в незаконном хранении, перевозке или пересылке драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий из этих металлов или камней и лома таких изделий.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК).

Сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом могут осуществлять: Комитет РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням; Банк России; специально уполномоченные коммерческие банки; добывающие организации (пользователи недр); обрабатывающие организации; промышленные потребители; торгово-посреднические организации; инвесторы (физические и юридические лица, вкладывающие свои средства в приобретение драгоценных металлов и природных драгоценных камней через специальные уполномоченные банки); ограночные предприятия, а также другие юридические лица, имеющие право на работу с природными драгоценными камнями и драгоценными металлами.

Под незаконными сделками с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом понимаются сделки, осуществленные путем купли-продажи, обмена, залога и т.п. в нарушение установленного порядка.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации устанавливается Правительством РФ.

Под хранением предмета преступления понимаются любые действия виновного, связанные с нахождением у него драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, например, при себе, в его жилище, специально оборудованном тайнике и других местах.

Перевозка — это перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга с одного места на другое любым видом транспорта.

Пересылка предметов преступления предполагает их перемещение с использованием почтовых или транспортных услуг, которое осуществляется без непосредственного участия отправителя.

Незаконные сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, а равно их незаконное хранение, перевозка и пересылка являются оконченными преступлениями с момента их совершения.

С субъективной стороны преступление в любой его разновидности предполагает вину лишь в форме прямого умысла. Виновный сознает, что совершает незаконную сделку с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом или незаконно хранит, перевозит или пересылает эти валютные ценности, и желает совершения этих действий. Мотив преступления в законе не оговорен и на квалификацию не влияет.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 191 УК предусматривает два вида данного преступления: основной (ч. 1), характеризуемый рассмотренными выше признаками, и квалифицированный (ч. 2).

Часть 2 ст. 191 УК указывает альтернативно три признака квалифицированного вида рассматриваемого преступления. Это — совершение преступления: а) лицом, ранее судимым за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; б) в крупном размере; в) организованной группой.

Ранее судимым за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга признается лицо, ранее судимое по ч. 1 или 2 ст. 191 УК, если судимость с него не снята или не погашена в установленном порядке.

Понятие «крупный размер» дано в примечании к ст. 191 УК. Деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в отношении которых совершен незаконный оборот, превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Деяние квалифицируется как незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в крупном размере и в тех случаях, когда указанный размер образовался в результате совершения нескольких незаконных сделок или нескольких случаев незаконного хранения, перевозки или пересылки указанных ценностей.

Под организованной группой понимается устойчивая группа из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких рассматриваемых преступлений.

Члены организованной группы признаются соисполнителями даже в случае, если их действия не выходят за рамки пособничества.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК). Согласно ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»*(76) государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, а также заготовки лома и отходов осуществляется в целях проведения государственной политики, направленной на стимулирование их добычи и производства, развития рынка этих ценностей и их рационального использования для социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов с учетом особых свойств драгоценных металлов и драгоценных камней.

Порядок сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется названным Федеральным законом от 26 марта 1998 г., постановлением Правительства РФ от 4 января 1992 г. «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением» в ред. от 22 февраля 1993 г.*(77) и некоторыми другими нормативными актами.

Объектом преступления является установленный законодательством порядок сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

Предметом преступления являются лишь драгоценные металлы или драгоценные камни, если они добыты из недр, получены из вторичного сырья, подняты и найдены.

Понятие драгоценных металлов и драгоценных камней дано при анализе ст. 191 УК.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение (лицензию).

При этом старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей. Под старательской добычей понимается способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца.

Добыча драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.

Добыча драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней.

Производство драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы (см. ст. 1 Федерального закона).

С объективной стороны преступление заключается либо в уклонении от обязательной сдачи государству на аффинаж драгоценных металлов или драгоценных камней, либо в уклонении от обязательной продажи этих предметов государству.

Аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам (см. ст. 1 Федерального закона).

Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни являются собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

Российской Федерации и ее субъектам принадлежит преимущественное (приоритетное) право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти или уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Федерации, могут быть реализованы субъектами их добычи любым юридическим и физическим лицам. Порядок оплаты драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливается соответствующими договорами с учетом цен мирового рынка (см. ст. 2 Федерального закона).

Произведенные на территории Российской Федерации (добытые из недр, полученные из вторичного сырья, а в равной степени поднятые и найденные) аффинированные драгоценные металлы, драгоценные камни, самородные минералы драгоценных металлов, найденные клады, конфискованные и скупленные у населения ценности поставляются в Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве экономики и финансов РФ (см. ст. 4 постановления Правительства РФ «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством»).

Обязательным условием возникновения уголовной ответственности за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней является совершение этого деяния в крупном размере.

Согласно примечанию к ст. 192 УК нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней признается совершенным в крупном размере, если стоимость этих металлов или камней, не сданных или не проданных государству, превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

С субъективной стороны преступление предполагает лишь прямой умысел. Лицо сознает, что уклоняется от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней, и желает этого.

Мотивы преступления квалифицирующего значения не имеют.

Субъектом преступного нарушения правил сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней может быть любое лицо, достигшее 16 лет, в том числе руководитель организации, добывающей эти металлы или камни, отдельные граждане, в частности, старатели, добывающие драгоценные металлы или драгоценные камни на основании лицензии, лица, нашедшие эти предметы в самородном виде, и т.д.

Если лицо уклонилось от обязательной продажи государству добытого им драгоценного металла или камня и продает его другим лицам, то оно подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 191 и 192 УК.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК). Важным источником приобретения иностранной валюты предприятиями и организациями является экспортная деятельность, разрешенная всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и объединениям, независимо от форм собственности.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»*(78) иностранная валюта, полученная предприятиями (организациями) — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком РФ. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк РФ.

Уполномоченными банками считаются банки и иные кредитные учреждения, независимо от формы собственности, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций (см. ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ (см. Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации»*(79)).

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что в результате его совершения исключается возможность государства увеличить свой валютный фонд, предназначенный для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей страны.

Объектом преступления является установленный законодательством порядок возвращения из-за границы средств в иностранной валюте.

Предметом преступления являются средства в иностранной валюте, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона от 9 октября 1992 г. к иностранной валюте относятся: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые и изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления, согласно ст. 193 УК, выражается в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк.

Под невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте следует понимать незачисление на счета в уполномоченные банки на территории России валютной выручки, полученной за рубежом. Эти средства должны быть переведены в течение 30 дней с даты платежа в любой форме в пользу резидента банком плательщика (нерезидента).

Факт невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте обычно скрывается. Способы сокрытия таких средств различны. Таковыми, в частности, являются: 1) зачисление экспортной выручки за поставленную продукцию на специальные счета (номерные, закрытые) банков в странах с жесткой системой сохранения банковской тайны; 2) зачисление части валютной выручки на закрытые счета в зарубежных банках и использование остальной части для закупки товаров и ввоза их в страну; 3) намеренное занижение цены на экспортируемую продукцию или сырье с последующей доплатой покупателем при получении товара и переводом разницы на счет отправителя в зарубежном банке; 4) перевод валюты за рубеж в качестве предоплаты за якобы ожидаемую поставку по заключенному контракту. При этом известно, что никаких поставок не планируется и переведенные средства будут разделены между участниками сделки, и др.*(80)

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте наступает в случаях, когда сумма невозвращенных средств была в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 193 УК данное деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Преступление признается оконченным с момента неперечисления в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению в установленные сроки на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

С субъективной стороны преступление предполагает лишь прямой умысел. Виновный сознает, что незаконно не возвращает в крупном размере из-за границы средства в иностранной валюте, подлежащие обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, и желает этого.

Субъектом преступления могут быть лишь руководители организации (независимо от формы собственности), в обязанности которых входит принятие решения и оформление соответствующих документов о возвращении из-за границы средств в иностранной валюте.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, и их последующее хищение квалифицируется по совокупности преступлений: по ст. 193 УК и ч. 2 ст. 160 УК.

Пожертвование на развитие ресурса