Билет № 12 экзамена на статус адвоката Адвокатской палаты Московской области
1. Деятельность адвоката (позиция адвоката) по делам о превышении пределов необходимой обороны.
Позиция адвката строится с учетом следующего.
Статья 37 УК РФ определяет необходимую оборону.
Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.
Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Согласно ч. 1 ст. 108 УК РФ убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.
Согласно ч. 1 ст. 114 УК РФ умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года.
2. Деятельность адвоката по обжалованию судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора.
Статья 391.1 ГПК РФ устанавливает возможность пересмотра судебных постановлений в порядке надзора
1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Статья 391.2 ГПК РФ определяет порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления.
1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Статья 391.3 ГПК РФ устанавливает содержание надзорных жалобы, представления.
1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
5. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
6. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Статья 391.4 ГПК РФ определяет порядок возвращения надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу.
1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:
1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 настоящего Кодекса;
2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 настоящего Кодекса.
2. Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.
Статья 391.5 ГПК РФ определяет порядок рассмотрения надзорных жалобы, представления.
1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 — 391.3 ГПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:
1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 391.6 ГПК РФ устанавливает сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления.
1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
Статья 391.7 ГПК РФ устанавливает порядок вынесения определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 391.8 ГПК РФ устанавливает порядок вынесения определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
1. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
7) предложения судьи, вынесшего определение.
2. Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 391.9 ГПК РФ устанавливает основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.
Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 ГПК РФ, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Статья 391.10 ГПК РФ устанавливает порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.
3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.
4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.
6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.
7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.
9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.
10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.
11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.
Статья 391.11 ГПК РФ устанавливает порядок пересмотра судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.
4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.
Статья 391.12 ГПК РФ определяет полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.
2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Статья 391.13 ГПК РФ определяет содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:
1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
2) дата и место принятия постановления;
3) дело, по которому принято постановление;
4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.
Статья 391.14 ГПК РФ определяет порядок вступления в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
3. Международная правовая помощь по уголовным делам.
Глобальные процессы интеграции различных сфер жизнедеятельности общества явились причиной не только значительного роста преступности, но и приобретения ею интернационального характера. В этих условиях борьба с ней становится важной социальной проблемой как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. Успешно решить эту проблему можно только путем объединения усилий различных государств в рамках международного сотрудничества.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является, с одной стороны, условием, а с другой — средством укрепления и гарантии внутригосударственной и международно-правовой законности и правопорядка. Основной целью такого сотрудничества является выработка единой стратегии и согласованности действий государств в предупреждении преступности и непосредственной борьбе с ней, а также в исполнении наказаний.
Определение целей и задач, средств, форм и методов совместной борьбы с преступностью происходит на федеральном и региональном уровнях. Национальная уголовная политика государств должна строиться с учетом требований и рекомендаций международного права. Соотношение норм международного и национального права регулируется стандартами в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, разработанными ООН и содержащимися в документах других международных организаций (Совета Европы, Содружества Независимых Государств и др.).
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью базируется на общих и специальных принципах международного права. Первые сформулированы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), и включают принципы неприменения силы и угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела; межгосударственного сотрудничества; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения государствами международных обязательств.
К специальным принципам относятся: невыдача политических эмигрантов (политических преступников); неотвратимость ответственности и наказания; гуманность; защита прав граждан за границей.
В международно-правовых актах определен круг лиц, на которых не распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания, основным из которых является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.). Российское уголовное право вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации решает в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ). Процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся только по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ.
До принятия УПК РФ правовую базу международного сотрудничества российского государства в области уголовного судопроизводства составляли международные договоры. Изменение политического курса России, расширение международных связей, приобретение преступностью транснационального характера потребовали нормативного урегулирования вопросов оказания правовой помощи в национальном законодательстве. В результате в настоящее время взаимодействие между Россией и иностранными государствами по оказанию правовой помощи по уголовным делам осуществляется на основе международных договоров и норм УПК РФ. При этом нормы УПК РФ не заменяют положения соответствующих межгосударственных договоров России. Они нацелены в первую очередь на обеспечение выполнения международных обязательств, вытекающих из этих договоров.
Различают многосторонние и двусторонние договоры, регулирующие отдельные аспекты оказания помощи по правовым вопросам.
Международное право, как и УПК РФ, допускает осуществление взаимодействия между компетентными органами различных государств на основе принципа взаимности. В этих случаях уполномоченный орган одного государства обязуется принять надлежащие меры в ответ на обязательство соответствующего органа другого государства осуществить аналогичные действия. Принцип взаимности применять недопустимо, если ответные акции сопряжены с нарушением международно-правовых норм или общепринятых норм морали.
Значительное число международных договоров по уголовным делам было заключено СССР. Они продолжают действовать для России как государства-правопреемника. В то же время Россия уже также заключила ряд соответствующих договоров либо ратифицировала принятые ранее международно-правовые акты, касающиеся борьбы с преступностью.
В Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации объявлены составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в различных формах. К сфере уголовного судопроизводства относится выполнение поручений о проведении отдельных процессуальных действий (производство допросов, обысков, судебных экспертиз и др.); осуществление по требованию иностранных учреждений уголовного преследования против собственных граждан, совершивших преступление за границей; выдача преступников; признание и исполнение приговоров иностранных государств (передача лица, осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является); предоставление информации о действующем законодательстве государств и др.
В разделе о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства подробно будут рассмотрены первые четыре из названных форм оказания правовой помощи по уголовным делам.
В юридической практике нередко возникают ситуации, когда для расследования или рассмотрения в суде уголовного дела судебно-следственным органам одного государства приходится прибегать к помощи компетентных органов другого государства. Оказание правовой помощи по уголовным делам, заключающейся в производстве отдельных процессуальных действий, — одна из традиционных форм сотрудничества государств в области борьбы с преступностью.
Многосторонними договорами, на основании которых осуществляется взаимодействие судов, прокуроров и следователей с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, являются Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств — участников СНГ 1993 г. (с протоколом 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г. Россией заключены соответствующие двусторонние договоры с Канадой в 1997 г., США в 1999 г., Республикой Индия в 1998 г., Республикой Корея в 1999 г. и др.
Кроме договоров о правовой помощи исполнение поручений о производстве следственных действий в отношении отдельных видов преступлений предусмотрено рядом многосторонних конвенций: Конвенцией о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г. (ст. 13), Конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (ст. 10), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1985 г. (ст. 9), Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и др.
Международными правовыми актами определяются органы, компетентные осуществлять правовую помощь по различным вопросам. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. в качестве органов, через которые направляются запросы о производстве следственных действий, называет министерства юстиции запрашиваемой и запрашивающей стороны. Одновременно допускается использование государствами других каналов, о которых они должны уведомить Генерального секретаря Совета Европы во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении (ст. 15). Российская Федерация в качестве органов, правомочных оказывать такую помощь, называет Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральную прокуратуру РФ. Это позволяет наиболее полно учитывать компетенцию и полномочия различных государственных органов в процессуальной сфере, что позволяет ускорить решение вопросов о выполнении просьб, содержащихся в запросах иностранных государств.
В случаях, не терпящих отлагательства, международное право допускает направление запроса непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам запрашиваемого государства. Ответы на них вместе с соответствующими документами возвращаются через компетентные органы (ст. 15 Конвенции о взаимной правовой помощи 1959 г.). Российской Федерацией предусматривается в этих случаях направление копии поручения в центральный компетентный орган, а в качестве судебных органов называются суды и органы прокуратуры.
Результаты исполнения запроса могут использоваться только в соответствии с указанными в нем целями. Для другого применения необходимо письменное согласие компетентного органа запрашиваемой стороны. Использование в иных целях, чем указывалось в запросе, а также разглашение результатов его исполнения допускается, если законодательством запрашивающей стороны предусмотрена обязанность действовать таким образом. Однако об этом компетентный орган запрашивающей стороны уведомляет другую сторону заранее.
Содержание и форма запроса должны соответствовать требованиям, установленным международно-правовыми документами и УПК РФ. Запрос составляется в письменном виде, подписывается направляющим его должностным лицом, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа.
Точность и срок исполнения запроса зависят от той информации, которую предоставляет иностранное государство по поводу каждого процессуального действия. В выполнении запроса, направленного от органа иностранного государства, не имеющего такого полномочия, может быть отказано. В связи с этим для подтверждения легитимности запроса необходимо указывать наименование органа, от которого он исходит.
Во избежание задержки в выполнении изложенной в запросе просьбы указываются наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос. При получении соответствующим органом запроса об оказании содействия в производстве процессуальных действий, проведение которых входит в его компетенцию, определяется лицо (или орган), которое будет непосредственно исполнять содержащуюся в запросе просьбу. Если орган, получивший просьбу о взаимной помощи, не имеет права ее оказать, то он передает запрос компетентному органу РФ с уведомлением запрашивающей стороны либо по прямым каналам, если запрос получен таким образом, либо через соответствующий компетентный орган.
В запросе должно быть указано, в связи с каким уголовным делом он направлен, изложена суть исходящей от запрашивающей стороны просьбы. В зависимости от вида процессуального действия, о производстве которого просят, он может содержать конкретные указания о том, что хотела бы выяснить запрашивающая сторона. Так, если необходимо допросить лицо, то запрос может содержать перечень вопросов, которые ему следует задать. Для производства обыска указывается точное описание места или лица, подлежащего данному процессуальному действию, для выемки — точное описание предмета и т.д.
В запросах, касающихся юридических или физических лиц, указываются, соответственно, наименование и местонахождение первых или информация о вторых. Она должна включать в себя данные о дате и месте рождения физического лица, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания. С целью получения наиболее полной информации о лицах, в отношении которых направляется запрос, в Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ 1998 г. указывается, что по возможности следует сообщать клички, а при необходимости — особые приметы лица.
В запросе излагаются фактические обстоятельства совершенного преступления, его квалификация. Некоторыми международными договорами предусматривается возможность приложения к запросу копии уголовного дела. Обязательно указывается текст статьи УК РФ, по которой квалифицируется деяние и осуществляется производство по делу. Сведения о размере вреда, причиненного преступлением, включаются в запрос в случаях необходимости (например, если Российская Федерация просит о наложении ареста на имущество в целях обеспечения возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем, или возмещения причиненного преступлением вреда).
Нормы международного права допускают направление государству просьб и прилагаемых документов с переводом на его государственный язык или на один из официальных языков Совета Европы, или на один из указанных ею языков (ст. 16 Конвенции о взаимной правовой помощи 1959 г.). Направляемые в РФ запросы и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык. Исходящие из РФ запросы переводятся на официальный язык того государства, в которое они направляются.
Согласно международным договорам и УПК РФ поручения, указанные в запросе, запрашиваемая сторона выполняет в соответствии со своим законодательством. Однако по просьбе запрашивающей стороны может быть применено ее законодательство, если это не противоречит законодательству или международным обязательствам запрашиваемой стороны.
Запрашиваемая сторона может передавать заверенные копии или заверенные фотокопии материалов или документов, если РФ специально не укажет, что ей необходимы оригиналы. В последнем случае запрашиваемая сторона должна приложить все усилия для выполнения такой просьбы.
Европейская конвенция о взаимной правовой помощи (1959 г.) не требует какого-либо удостоверения подлинности свидетельских показаний или иных передаваемых по запросу документов. В двусторонние договоры включаются положения о правилах заверения и удостоверения документов. Основная задача этих правил — соблюдение предусмотренных законодательством запрашивающей стороны требований, предъявляемых к доказательствам, с целью придания им юридической силы.
УПК предусматривается, что доказательства, полученные на территории иностранного государства в ходе исполнения поручения или направленные в РФ в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, соответствующим образом заверяются и передаются в установленном порядке. При соблюдении указанных условий они обладают такой же юридической силой, как и полученные на территории РФ в соответствии с требованиями УПК. Кроме того, на документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя, распространяется действие Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961 г.) для государств, ратифицировавших эту Конвенцию или присоединившихся к ней.
В случае необходимости российская сторона может вызвать свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами России, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации. Указанные лица вызываются в РФ только с их согласия. Отказ лица от явки на территорию РФ не влечет применения к нему санкций или принудительных мер в запрашиваемом государстве.
Международные правовые акты и уголовно-процессуальное законодательство РФ гарантируют вызываемым лицам независимо от их гражданства иммунитет от уголовного преследования или иного ограничения личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые предшествовали их пересечению Государственной границы РФ. Если такая гарантия не может быть предоставлена по каким-либо причинам, то, как подчеркивается в двусторонних договорах, «компетентный орган запрашивающей Стороны указывает это в запросе с целью проинформировать приглашенное лицо и позволить ему принять решение о явке с учетом данных обстоятельств» (ч. 2 ст. 11 Договора с США).
Вызванное лицо должно покинуть территорию Российской Федерации в течение установленного в законе непрерывного срока в 15 суток с момента, когда отпадет необходимость в его присутствии. Если же, имея такую возможность, вызванное лицо не сделало этого или добровольно возвратилось в РФ после отъезда, действие иммунитета на него уже не будет распространяться.
Для оказания содействия в проведении расследования или даче показаний может быть вызвано лицо, находящееся под стражей в иностранном государстве. Такое лицо передается Российской Федерации с его согласия и при отсутствии обстоятельств, препятствующих передаче. На основании соответствующего решения компетентного органа иностранного государства оно остается под стражей на все время пребывания на территории России. На указанное лицо распространяются положения закона об иммунитете от привлечения к уголовной ответственности или исполнения наказания за деяние, совершенное до того, как оно покинуло территорию РФ.
Каждое государство — участник многостороннего или двустороннего международного соглашения имеет право ограничить объем оказываемой помощи, отказав в исполнении каких-либо действий. Основываясь на предоставляемой нормами международного права возможности, Россия оставила за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу. Российская Федерация может также отказать в исполнении всего запроса. Без исполнения возвращается запрос, если он противоречит законодательству РФ или если РФ придет к выводу, что исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности. Некоторые международно-правовые акты включают в перечень объектов, которые могут пострадать в результате исполнения запроса, общественный порядок или иные существенные интересы государства.
Понимая важность сотрудничества в области борьбы с преступностью, международное право старается предоставить государствам максимальные возможности по осуществлению уголовного преследования лиц, совершивших преступления. С этой целью в международные договоры включается положение, согласно которому при принятии решения об отказе в исполнении запроса о правовой помощи запрашиваемая сторона должна рассмотреть вопрос о том, может ли правовая помощь быть оказана на тех условиях, какие запрашиваемая сторона сочтет необходимыми. Если запрашивающая сторона сочтет для себя оказание правовой помощи на таких условиях приемлемым, запрос об оказании правовой помощи должен быть исполнен с соблюдением данных условий.
При производстве указанных в запросе следственных действий допускается присутствие официальных и заинтересованных лиц запрашивающей стороны. С целью обеспечения их своевременного прибытия по специальной просьбе запрашивающей стороны другая сторона указывает место и дату проведения соответствующего следственного действия.
Иностранный гражданин, совершив преступление на территории РФ, может впоследствии покинуть ее территорию и оказаться либо в стране своего гражданства, либо любой другой стране. В первом случае иностранное государство может осуществлять уголовное преследование своего гражданина на основании норм международного права, предусматривающих такую возможность. В Конвенции о выдаче 1957 г. упоминается об осуществлении уголовного преследования граждан своего государства по просьбе другой стороны, но только если государство гражданства лица сочтет это необходимым (ч. 2 ст. 6). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. обязывает договаривающиеся стороны по поручению стороны, на территории которой совершено преступление, осуществлять уголовное преследование собственных граждан (ч. 1 ст. 72). Аналогичные положения содержатся в двусторонних договорах РФ либо включаются в национальное законодательство государств. В Российской Федерации, например, такая норма закреплена в ч. 1 ст. 12 УК РФ.
При наличии у иностранного государства полномочия на привлечение своего гражданина к уголовной ответственности за преступление, совершенное на территории Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ направляет соответствующий запрос в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования такого лица. Вопрос о направлении просьбы иностранному государству Генеральной прокуратурой РФ решается на основе материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела, которые передаются ей органами или лицами, в производстве которых это дело находилось. Указанный запрос направляется в случаях, когда производство процессуальных действия с участием данного иностранного гражданина на территории РФ невозможно (ввиду его нежелания добровольно вернуться в РФ; невозможности принудительного возвращения во исполнение запроса о выдаче при запрете государством выдачи своих граждан; болезни, затрудняющей передвижение, и других обстоятельств).
Если нормами права иностранного государства не предусматривается возможность привлечения своего гражданина к уголовной ответственности за преступление, совершенное на территории другого государства, Российская Федерация может потребовать его выдачи для уголовного преследования на основании норм международных договоров России и гл. 54 УПК РФ.
Основываясь на нормах института выдачи, следует также решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности иностранного гражданина, совершившего преступление на территории РФ и оказавшегося впоследствии не в государстве своего гражданства. Такую возможность следует использовать, если законодательством государства пребывания лица не допускается привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов их территории.
В Российской Федерации при совершении иностранным гражданином преступления вне ее пределов уголовная ответственность в соответствии с российским уголовным законодательством для него может наступить, если совершенное деяние направлено против интересов Российской Федерации либо предусматривается международным договором РФ (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Следуя универсальному принципу действия уголовного закона в пространстве, Россия включила в уголовное законодательство нормы об ответственности за преступления, указанные в международных актах (например, ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава», 227 «Пиратство» УК РФ). Если же содеянное иностранным гражданином, оказавшимся на территории третьей страны, квалифицируется не как преступление международного характера, а национальное законодательство этого государства содержит только нормы, аналогичные приведенным выше статьям Уголовного кодекса РФ, то для привлечения такого лица к уголовной ответственности необходимо будет прибегнуть к институту выдачи.
Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.
Запрос об оказании правовой помощи может быть направлен иностранным государством по поводу лица, в отношении которого уголовное дело возбуждено, либо касаться гражданина РФ, который возвратился в Россию до возбуждения против него уголовного преследования по месту совершения преступления. В последнем случае российская сторона не только осуществляет уголовное преследование, но и возбуждает уголовное дело по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ с соблюдением требований закона.
Возбуждение уголовного преследования, предварительное расследование и судебное разбирательство, осуществляемые по запросу иностранного государства в отношении российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, производятся в порядке, установленном УПК РФ.
При направлении поручения об осуществлении уголовного преследования после вступления в силу приговора или принятия компетентным органом запрашиваемой стороны иного окончательного решения уголовное дело не может быть возбуждено учреждениями запрашивающей стороны, а возбужденное ими дело подлежит прекращению.
4. Задача. Судом первой инстанции истцу было отказано в удовлетворении заявления об обеспечении иска. Однако, судебная коллегия суда второй инстанции удовлетворила частную жалобу истца. Отменив определение об отказе в обеспечении иска и заявление истца удовлетворила. Согласно ст.144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. По вступлению в законную силу решения суда суд в какой инстанции должна обратиться сторона, участвующая в деле, с заявлением об отмене обеспечительных мер?
Согласно ст.144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению вопроса об отмене обеспечения иска.
Следовательно, в данном случае необходимо с заявлением об отмене обеспечительных мер необходимо обращаться в суд первой инстанции.