Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Билет № 38 экзамена на статус адвоката Адвокатской палаты Московской области — Ваш юрист

Билет № 38 экзамена на статус адвоката Адвокатской палаты Московской области

Следующий билет

Билет №  38 экзамена на статус адвоката Адвокатской палаты Московской области

1. Арбитражные суды в Российской Федерации: система, полномочия.

Согласно статье 1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Статья 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет систему арбитражных судов в Российской Федерации.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
    арбитражные апелляционные суды;
    арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах
    специализированные арбитражные суды.

Согласно статье  24 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.
Статья 25 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет состав федерального арбитражного суда округа.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

  • президиума арбитражного суда округа;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Статья 26 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет полномочия федерального арбитражного суда округа.
Федеральный арбитражный суд округа:

  • проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Статья 30 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет судебные коллегии федерального арбитражного суда округа.
В федеральном арбитражном суде округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.
Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.
Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
Статья 31 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет судебные составы федерального арбитражного суда округа.
В судебных коллегиях федерального арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.
Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа.
Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.
Согласно статье 33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Статья 33.2 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет состав арбитражного апелляционного суда.
Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

  • президиума арбитражного апелляционного суда;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.
Статья 33.3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет полномочия арбитражного апелляционного суда.
Арбитражный апелляционный суд:

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Статья 33.7 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет судебные коллегии арбитражного апелляционного суда.
В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.
Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.
Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
Статья 33.8 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет судебные составы арбитражного апелляционного суда.
В арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий — из числа судей этого суда.
Судебные составы формируются председателем арбитражного апелляционного суда.
Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного апелляционного суда сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.
Согласно статье 34  ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.
Статья 35 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет состав арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Статья 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Статья 43.2 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

Статья 43.3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Состав Суда по интеллектуальным правам

1. Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума.
2. Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей.
3. Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:
1) президиумом — при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;
2) коллегиальным составом судей — при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.
Статья 43.4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Полномочия Суда по интеллектуальным правам

1. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;
об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
об установлении патентообладателя;
о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи дела рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
3. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:
1) дела, рассмотренные им по первой инстанции;
2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.
4. Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
5. Суд по интеллектуальным правам:
1) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
2) изучает и обобщает судебную практику;
3) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
4) анализирует судебную статистику.

Статья 43.5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Президиум Суда по интеллектуальным правам

1. Президиум Суда по интеллектуальным правам действует в составе председателя Суда по интеллектуальным правам, его заместителей, председателей судебных составов и судей, входящих в состав президиума Суда по интеллектуальным правам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
2. Судьи Суда по интеллектуальным правам, входящие в состав президиума Суда по интеллектуальным правам, утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя Суда по интеллектуальным правам.
Статья 43.6 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Полномочия президиума Суда по интеллектуальным правам

1. Президиум Суда по интеллектуальным правам осуществляет в кассационном порядке проверку законности вступивших в законную силу судебных актов Суда по интеллектуальным правам, принятых им по первой инстанции.
2. Президиум Суда по интеллектуальным правам:
1) утверждает по представлению председателя Суда по интеллектуальным правам председателей судебных составов Суда по интеллектуальным правам;
2) рассматривает другие вопросы организации работы Суда по интеллектуальным правам;
3) рассматривает вопросы судебной практики.

Статья 43.7 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Порядок работы президиума Суда по интеллектуальным правам

1. Президиум Суда по интеллектуальным правам созывается председателем этого суда по мере необходимости.
2. Президиум Суда по интеллектуальным правам правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума.
3. Постановления президиума Суда по интеллектуальным правам принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем Суда по интеллектуальным правам. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.
4. Порядок работы президиума Суда по интеллектуальным правам по рассмотрению в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов Суда по интеллектуальным правам определяется положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о производстве в арбитражном суде в качестве суда кассационной инстанции.
5. Участие судьи, входящего в состав президиума Суда по интеллектуальным правам, при рассмотрении дела в кассационном порядке не допускается в случае участия этого судьи при рассмотрении данного дела по первой инстанции.
6. Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей кассационная жалоба оставляется без удовлетворения, а судебный акт — без изменения.

Статья 43.8ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Судебные коллегии Суда по интеллектуальным правам

1. В Суде по интеллектуальным правам по решению Пленума Верховного Суда Российской Федерации могут быть созданы судебные коллегии. Состав судебных коллегий утверждается президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя Суда по интеллектуальным правам. Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя Суда по интеллектуальным правам
Статья 43.9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Судебные составы Суда по интеллектуальным правам

1. В Суде по интеллектуальным правам председателем Суда по интеллектуальным правам образуются судебные составы из числа судей Суда по интеллектуальным правам с учетом специализации судей.
2. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом Суда по интеллектуальным правам сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Статья 43.10 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Председатель Суда по интеллектуальным правам

1. Председатель Суда по интеллектуальным правам является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
2. Председатель Суда по интеллектуальным правам:
1) организует деятельность Суда по интеллектуальным правам;
2) распределяет обязанности между заместителями председателя Суда по интеллектуальным правам;
3) формирует из числа судей Суда по интеллектуальным правам судебные составы;
4) созывает президиум Суда по интеллектуальным правам и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума Суда по интеллектуальным правам;
5) осуществляет общее руководство аппаратом Суда по интеллектуальным правам, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Суда по интеллектуальным правам;
6) представляет Суд по интеллектуальным правам в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
7) осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом.
3. Председатель Суда по интеллектуальным правам издает приказы и распоряжения.

Статья 43.11 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Заместители председателя Суда по интеллектуальным правам

1. Заместители председателя Суда по интеллектуальным правам являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
2. Заместители председателя Суда по интеллектуальным правам в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда, а в случае образования судебных коллегий возглавляют судебные коллегии.
3. В случае отсутствия председателя Суда по интеллектуальным правам его полномочия по поручению председателя осуществляет один из заместителей председателя.
2. Порядок финансирования труда адвоката, осуществляющего защиту на основании ст. 50 УПК РФ, представительство на основании ст. 50 ГПК РФ и оказывающего бесплатную юридическую помощь на основании Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также при назначении представителем в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 50 ГПК РФ оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.
Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты.

Возмещение расходов на оказание юридической помощи при реабилитации лица регламентировано ст. 135 УПК РФ. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 135 УПК РФ Возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение
умм, выплаченных им за оказание юридической помощи
В течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, со дня получения копии документов, указанных в части первой статьи 134 УПК РФ, и извещения о порядке возмещения вреда реабилитированный вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в суд, постановивший приговор, вынесший постановление, определение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, либо в суд по месту жительства реабилитированного, либо в суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования либо об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений. Если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор, либо в суд по месту жительства реабилитированного.
Требование о возмещении имущественного вреда может быть заявлено законным представителем реабилитированного.
Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции.
Требование о возмещении имущественного вреда разрешается судьей в порядке, установленном статьей 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
Копия постановления вручается или направляется реабилитированному, а в случае его смерти — лицам, указанным в части второй статьи 134 УПК РФ.

Статья 48 Конституции РФ предусматривает, что в определенных законом случаях профессиональная юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно.

Статья 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает порядок оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно.
Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

  • истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  • ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
  • гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
  • гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534″О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» в 10 субъектах федерации были созданы государственные юридические бюро по оказанию бесплатной юридической помощи.

О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам было принято Решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации то 23 мая 2007 г., объявленное приказом Минюста РФ от 22 июня 2007 г. N 129
А по результатам эксперимента было принято Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро (утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1029).

1. Государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь, предусмотренную пунктом 2 настоящего Положения, гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь в виде устной консультации вне зависимости от уровня их дохода.
2. Государственные юридические бюро оказывают бесплатно следующие виды юридической помощи:
а) консультация по правовым вопросам в устной и письменной форме;
б) составление заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера;
в) представление интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.
3. Для получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет в государственное юридическое бюро следующие документы:
а) заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации;
б) документ, удостоверяющий личность;
в) справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в государственное юридическое бюро. Справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
г) инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, для получения юридической помощи в виде устной консультации вместо справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина)  —  предусмотренные федеральным законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.
4. Решение об оказании бесплатной юридической помощи принимается начальником государственного юридического бюро или по его письменному поручению  —  работником государственного юридического бюро в день представления гражданином документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.
Бесплатная юридическая помощь, за исключением устной консультации, оказывается на основании соглашения между гражданином и государственным юридическим бюро, заключаемого по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных соглашением, государственное юридическое бюро на основании договора вправе поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, бесплатную юридическую помощь, в том числе выступить его представителем в гражданском судопроизводстве, а также в исполнительном производстве по гражданскому делу.
5. Государственное юридическое бюро может заключить с адвокатом договор (по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации), предусматривающий:
оказание бесплатной юридической помощи гражданам на постоянной основе;
оказание бесплатной юридической помощи конкретному гражданину.
6. В оказании бесплатной юридической помощи может быть отказано, если:
а) гражданин, обратившийся в государственное юридическое бюро, не представил документы, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения;
б) из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше (равен) величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) гражданин ходатайствует об оказании юридической помощи, не предусмотренной настоящим Положением.
7. Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован обратившимся в государственное юридическое бюро гражданином в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Срок рассмотрения жалобы составляет не более 10 рабочих дней.
В случае если гражданину отказано по основаниям, не предусмотренным настоящим Положением, руководитель территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации в течение указанного срока направляет начальнику государственного юридического бюро (лицу, исполняющему его обязанности) предписание об устранении нарушений, о чем в письменной форме уведомляет гражданина.
Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован гражданином в суд.
8. Начальник государственного юридического бюро назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства юстиции Российской Федерации.
Работники государственного юридического бюро, к полномочиям которых относится оказание юридической помощи, назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро по согласованию с руководителем территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации.
Иные работники государственного юридического бюро назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро.
9. Министерство юстиции Российской Федерации:
а) координирует и контролирует деятельность государственных юридических бюро;
б) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия премирования работников государственных юридических бюро;
в) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации:
а) рассматривают жалобы на действия (бездействие) работников государственных юридических бюро;
б) заслушивают отчеты начальников государственных юридических бюро о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи;
в) анализируют деятельность государственных юридических бюро и ежеквартально представляют в Министерство юстиции Российской Федерации доклад о результатах работы этих бюро.
11. Работник государственного юридического бюро, оказывающий бесплатную юридическую помощь:
а) должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;
б) не вправе оказывать юридическую помощь, если в отношении вопроса, с которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он:
имеет свои интересы, отличные от интересов гражданина;
участвовал в его рассмотрении (решении) в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика;
являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах этого гражданина;
оказывает юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося гражданина;
в) не вправе разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием юридической помощи, без согласия этого гражданина.
Как видно из содержания данного Положения, создана государственная структура по оказанию профессиональной юридической помощи.

Однако, как следует из анализа итогов работы государственных юридических бюро в ходе эксперимента, на каждое бюро были потрачены бюджеты не менее 10 млн. руб. при низкой эффективности их деятекльности, выраженной в малом количестве лиц, которым была оказана юридическая помощь. Представляется, что данные средства на тех же условиях можно было истратить на оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках тех же юридических консультаций.

Данный порядок оказания бесплатной юридической помощи реально действовал до конца 2012 года в связи с тем, что 21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Целями настоящего Федерального закона являются:
1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — бесплатная юридическая помощь);
2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Статья 2 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закрепляет право на получение бесплатной юридической помощи. Эта норма развивает положения части 1 статьи 48 Конституции РФ.
Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет систему правового регулирования отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи.

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.
Федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях.
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Статья 5 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавливает основные принципы оказания бесплатной юридической помощи.

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:
1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Статья 6 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет виды бесплатной юридической помощи.

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Статья 7 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет перечень субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:
1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статья 8 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавлвиает квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь.

1. Все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.
2. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Данная норма имеет огромное значение, отсекая от сферы оказания юридической помощи лиц, не имеющих должной квалификации для осуществления этой деятельности. представляется, что данная норма должна быть продублирована в процессуальном законодательстве в отношении лиц, осуществляющих судебное представительство. Это позволит избежать излишней загрузки судов, т.к. участие неквалифицированных представителей, как правило затягивает процесс.

Статья 15 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет перечень участников государственной системы бесплатной юридической помощи.

1. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
3) органы управления государственных внебюджетных фондов;
4) государственные юридические бюро.
2. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 16 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок оказания бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов.

1. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
2. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Статья 17 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок оказания бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро.

1. Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро и (или) могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты.
2. Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности также вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов с учетом соглашений, указанных в части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
3. Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона виды бесплатной юридической помощи.
4. Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.
5. Порядок создания и деятельности государственных юридических бюро устанавливается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 18 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок оказания бесплатной юридической помощи адвокатами.

1. Адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
3. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
4. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
5. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма такого соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
7. Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
8. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9. Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
10. Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 19 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок оказания бесплатной юридической помощи нотариусами.

Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.

Статья 20 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавлвиает перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи.

1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:
1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
12) ограничение дееспособности;
13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
3. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:
1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:
а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о:
а) взыскании алиментов;
б) возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;
4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;
5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Статья 21 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

1. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:
1) по вопросу, имеющему правовой характер;
2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:
а) решением (приговором) суда;
б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;
в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;
3) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
2. Государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:
1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
3. Если государственное юридическое бюро или адвокат, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
4. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.

Статья 22 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет перечень участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

1. Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.
2. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Статья 23 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками.

1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.
2. Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования.
3. Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
5. В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Статья 24 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет правовой статус негосударственных центров бесплатной юридической помощи.

1. В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
2. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может быть создан в качестве юридического лица — некоммерческой организации или структурной единицы юридического лица. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом.
3. Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы:
1) помещение, в котором будет осуществляться прием граждан;
2) лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные, в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору, осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи.
4. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
5. Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.
6. При оказании бесплатной юридической помощи в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
7. В случае, если негосударственным центром бесплатной юридической помощи не определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, за оказанием бесплатной юридической помощи в этот центр имеют право обращаться граждане, указанные в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
8. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители должны информировать граждан о вопросах, по которым в этом центре оказывается бесплатная юридическая помощь.
9. Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и (или) учредители такого центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок составления списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи.

1. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители в течение десяти дней со дня его создания направляют в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти уведомление, в котором должны содержаться следующие сведения о негосударственном центре бесплатной юридической помощи:
1) дата и адрес места нахождения учреждения (создания) этого центра;
2) полное наименование этого центра;
3) адрес помещения, в котором будет осуществляться прием граждан;
4) сведения на каждого учредителя, содержащие в обязательном порядке фамилию, имя, отчество, паспортные данные физического лица — учредителя, его место жительства и полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица — учредителя, его адрес;
5) подписанный лицом, уполномоченным учредителем или учредителями этого центра, список соответствующих установленным требованиям лиц, которые будут осуществлять бесплатную юридическую помощь, заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных лиц, и документов об их юридическом образовании;
6) информация о видах бесплатной юридической помощи и категориях граждан, которые будут иметь право на ее получение;
7) перечень правовых вопросов, по которым будет оказываться бесплатная юридическая помощь;
8) адрес места нахождения этого центра, адрес электронной почты и номер контактного телефона.
2. В случае, если негосударственный центр бесплатной юридической помощи создается в качестве юридического лица, порядок его создания и деятельности регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет». Порядок ведения указанного списка и его размещения устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 26 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок взаимодействия уполномоченного федерального органа исполнительной власти и участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

1. В целях обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, созданные в качестве юридических лиц, некоммерческие организации, являющиеся учредителями негосударственных центров бесплатной юридической помощи, осуществляют взаимодействие на принципах социального партнерства.
2. Организации, указанные в части 1 настоящей статьи, могут на добровольной основе заключать соглашение о взаимодействии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальными органами в случае, если такие полномочия предоставлены им уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соглашением должно предусматриваться, в частности:
1) осуществление указанными организациями поддержки всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, и (или) определение иных видов оказания бесплатной юридической помощи;
2) дополнительные требования к указанным организациям;
3) меры государственной поддержки указанных организаций.
3. Некоммерческие организации и иные учредители негосударственных центров бесплатной юридической помощи осуществляют деятельность за счет собственных средств.

Статья 27 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок государственной и муниципальной поддержки некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в формах и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Статья 29 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет порядок финансирования мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

1. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно.
2. Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
3. Финансирование расходов органов местного самоуправления, связанных с созданием и деятельностью муниципальных юридических бюро, установлением дополнительных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, является расходным обязательством местных бюджетов.

Как видно из изложенного, данный Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» требует принятия на уровне субъектов федерации и муниципальных образований нормативных актов, опредеделяющих порядок оказания бесплатной юридической помощи и её финансирования. Как видно из содержания данного закона, в течение 2012 года на уровне субъектов федерации должна быть сформирована система организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь, и выработан порядок финансирования мероприятий по окзанаию юридической помощи.

Также хочется обратить внимание на то, что статья 6 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» содержит концептуальное положение, согласно которому как минимум на уровне судов общей юрисдикции не будет реализована адвокатская монополия на судебное представительство.

Такж хочется отметить, что данный закон в том виде, в каом он имеет место сейчас может стать причиной для злоупотреблений в целях получения бюджетных средств. Так например, в законе не прослеживается механизм контроля обоснованности и необходимости получения юридической помощи.

Сопсобы создания объемов работ по оказанию беспланой юридической помощи с целью получения бюджетных средств уже явно прослеживаются в содержани данного закона. Представляется, что данный закон станет толчком для создания в массовом порядке негосударственных центров оказания бесплатной юридической помощи, целью которых будет выкачка бюджетных средств.

Автор данного труда участвует в программе оказания бесплатной юридической помощи. Однако, за время действия Закона о бесплатной юридидческой помощи, еще не было ни одного случая её оказания, хотя обращений по этому поводу очень много. Причиной этому явлется ограниченный круг субъектов, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и ограниченный круг вопросов, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно. ЗАчастую обращаются субъекты, имеющие право на получение юридической помощи бесплатно, но по вопросам, которые не входят в программу бесплатной юридической помощи. Другие коллеги оказывают таки субъектам юридическую помощь по другшим вопросам, оформляя в документации вопросы, по которым такая помощь может быть оказана. Полагаю, что адвокат так не должен поступать, унижая статсус адвоката и свое человеческое достоинство.

Статья 24 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» определяет статус юридической консультации.
В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.
Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации должно включать в себя сведения:

  • о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию;
  • о числе судей в данном судебном районе;
  • о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов;
  • о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.

После согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.
3. Преступления с двумя формами вины. Невиновное причинение вреда. Особенности доказывания адвокатом субъективной ошибки для защиты прав обвиняемого.

Статья 27 УК РФ устанавливает ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины.
Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.
Под субъективной ошибкой в уголовном праве понимается заблуждение лица относительно фактических обстоятельств, определяющих характер и степень общественной опасности совершаемого деяния, либо относительно юридической характеристики деяния. В зависимости от характера неправильных представлений субъекта различаются юридическая и фактическая ошибки.
Юридическая ошибка — это неправильная оценка виновным юридической сущности или юридических последствий совершаемого деяния. Принято различать несколько видов юридической ошибки.
Ошибка в уголовно-правовом запрете, т.е. неверная оценка лицом совершаемого им деяния как непреступного, уголовно не наказуемого, тогда как в действительности оно в соответствии с законом признается преступлением. Ошибка подобного рода не исключает умышленной вины, поскольку незнание закона не равнозначно отсутствию сознания общественной опасности и не может служить оправданием лица, совершившего деяние, запрещенное уголовным законом.
Ошибочная оценка лицом совершаемого деяния как преступного, тогда как на самом деле закон не относит его к преступлениям (так называемое мнимое преступление). В подобных случаях деяние не причиняет и не может причинить вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, оно не обладает свойствами общественной опасности и противоправности, поэтому не является объективным основанием уголовной ответственности и исключает субъективное ее основание. Например, «похищение» выброшенных из-за износа автомобильных покрышек не является преступным из-за отсутствия объекта посягательства, поэтому в нем нет и вины в ее уголовно-правовом значении.
Неправильное представление лица о юридических последствиях совершаемого преступления: о его квалификации, виде и размере наказания, которое может быть назначено за совершение этого деяния. Осознание названных обстоятельств не входит в содержание умысла, они не являются обязательным предметом сознания, поэтому их ошибочная оценка не влияет на форму вины и не исключает уголовной ответственности. Так, лицо, изнасиловавшее малолетнюю, наказывается в соответствии с санкцией нормы, включающей данный квалифицирующий признак, даже если субъект ошибочно полагает, что его деяние наказывается в пределах, установленных санкцией той нормы, где описано изнасилование без отягчающих обстоятельств.
Общее правило, относящееся к значению юридической ошибки, сводится к тому, что уголовная ответственность лица, заблуждающегося относительно юридических свойств и юридических последствий совершаемого деяния, наступает в соответствии с оценкой этого деяния не субъектом, а законодателем. Иначе говоря, такая ошибка обычно не влияет ни на форму вины, ни на квалификацию преступления, ни на размер назначаемого наказания.
Фактическая ошибка — это неверное представление лица о фактических обстоятельствах, играющих роль объективных признаков состава данного преступления и определяющих характер преступления и степень его общественной опасности. В зависимости от содержания неправильных представлений, т.е. от предмета неверных восприятий и оценок, принято различать следующие виды фактической ошибки: в объекте посягательства, в характере действия или бездействия, в тяжести последствий, в развитии причинной связи, в обстоятельствах, отягчающих ответственность.
Фактическая ошибка имеет практическое значение, т.к. она касается обстоятельств, имеющих значение юридического признака состава данного преступления и в этом качестве влияющих на содержание вины, ее форму и пределы уголовно-правового воздействия.
4. Задача (практическое задание). Составить проект заявления о принятии дополнительного решения.

В Щелковский городской суд Московской области
Истец: Иванов Иван Иванович
Ответчик: Иванова Анна Петровна

 

Заявление о принятии дополнительного решения
Щелковским городским судом Московской области по иску Иванова И.И. к Ивановой А.П.  было вынесено Решение о взыскании суммы задолженности по договору займа.
Однако суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, а именно 60000 рублей .
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Прошу суд

Принять дополнительное решение по делу с указанием размера присужденной суммы 60000 руб., которые обязан передать истцу ответчик.
Дата
Подпись

Следующий билет

Пожертвование на развитие ресурса