Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

230. Международная правовая помощь по гражданским делам. — Ваш юрист

230. Международная правовая помощь по гражданским делам.

Следующий вопрос

230. Международная правовая помощь по гражданским делам.

Правовая помощь по гражданским делам выходит за рамки сугубо процессуальных правоотношений. Международные договоры, национальные нормативные правовые акты и правоприменительная практика свидетельствуют о том, что межгосударственное правовое сотрудничество охватывает сферы нотариата, записи актов гражданского состояния, брачно-семейную, трудо-правовую и др.
Кроме того, исходя из правовой формы реализации возложенных обязанностей, можно выделить следующие группы субъектов международной правовой помощи по гражданским делам:
а) осуществляющие правотворчество (международные организации, государства и государственные органы);
б) реализующие правоприменение (учреждения юстиции, органы, выполняющие нотариальные функции, дипломатические представительства и консульские учреждения и др.);
в) вовлеченные в процесс оказания международной правовой помощи по гражданским делам в связи с защитой субъективных прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также в связи с оказанием содействия компетентным государственным органам и должностным лицам.
В области правотворчества роль международных организаций заключается прежде всего в их способности объединить усилия государств в выработке оптимальных механизмов нормативно-правового регулирования международных правоотношений, протекающих в данной сфере.
Центральное место среди международных организаций, осуществляющих правотворческую деятельность в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, занимает ООН. Пункт 3 ст. 1 Устава ООН одной из целей данной организации провозглашает осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем социального и гуманитарного характера. В 1947 г. создана Комиссия международного права ООН, основной формой работы которой является составление проектов статей соглашений и на их базе принимаются многосторонние конвенции. Данная функция закреплена в Положении о Комиссии международного права ООН, принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 174 (II) от 21 ноября 1947 г.
Некоторые конвенции, принятые при непосредственном участии Комиссии по международному праву ООН, на сегодняшний день составляют существенную часть правовой основы международной правовой помощи по гражданским делам. Среди них принятые в разные годы в Вене конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и консульских сношениях (1963 г.); о праве международных договоров (1969 г.); о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).
Значительную роль в международно-правовом регулировании статуса субъектов изучаемого института играют международные организации регионального характера. Так, деятельность Совета Европы, созданного в 1949 г., охватывает все основные вопросы европейского сотрудничества, включая международную правовую помощь по гражданским делам. Органами СЕ, непосредственно занимающимися данными вопросами, являются Парламентская Ассамблея, Комитет Министров и Европейский комитет по правовому сотрудничеству.
Как и СЕ, Содружество Независимых Государств объединяет в своих рамках государства-члены, деятельность которых направлена на решение вопросов международного характера, в том числе по выработке норм международного права в сфере международной правовой помощи по гражданским делам. Существенная роль в вопросах правотворчества отводится Совету глав правительств СНГ, Совету министров иностранных дел СНГ, Исполнительному комитету СНГ. Уставом СНГ предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества Содружества. В рассматриваемой сфере сотрудничества государств действуют Консультативный комитет руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств — участников СНГ, Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников СНГ, Совет министров юстиции государств — участников СНГ, Совет председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики.
В рамках СНГ приняты следующие документы, регулирующие статус субъектов международной правовой помощи по гражданским делам: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.), ставшая первой многосторонней конвенцией, послужившей базой для заключения многих двусторонних международных договоров между странами — участницами СНГ; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 2002 г.).
Государство, будучи субъектом международной правовой помощи по гражданским делам, выполняет функцию правотворчества как на международной арене, так и внутри страны, поскольку выступает субъектом как международного, так и национального права. Внешняя правотворческая деятельность государства предопределяет активизацию внутренних правотворческих функций.
Основные права и обязанности государства как субъекта правотворчества в рассматриваемой сфере определяются следующими основными принципами международного права: суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела государств; равноправие и самоопределение народов; сотрудничество государств; уважение прав человека; добросовестное выполнение международных обязательств.
В силу обладания государством международной правосубъектностью оно способно заключать международные договоры, признавать общепризнанные принципы и нормы международного права, присоединяться к конвенциям и другим международно-правовым актам в рассматриваемой сфере. Заключая международные договоры в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, государства тем самым принимают на себя обязательства по их выполнению, которые выражаются во включении таких норм в национальную правовую систему.
Для Российской Федерации характерны два способа реализации международно-правовых обязательств по включению правовых норм о международной правовой помощи по гражданским делам в национальную правовую систему. Первый представляет собой наличие в Конституции РФ отсылочной нормы (ч. 4 ст. 15), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Второй способ заключается в принятии норм внутреннего законодательства. В данном случае принятие в гражданском, гражданско- и арбитражно-процессуальном законах комплекса норм, регулирующих вопросы статуса субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, свидетельствует об инкорпорации.
Государства как главные создатели норм международного права в то же время являются гарантами их соблюдения. В результате нарушения государством какой-либо международно-правовой обязанности (принципа международного права, договорной нормы) возникает политическая ответственность. Данный вид международно-правовой ответственности реализуется в форме сатисфакции — предоставления затронутому государству удовлетворения (выражение сожаления, публичного извинения, наказание своих виновных должностных лиц и т.п.).
В механизме государства правотворческую деятельность осуществляют его органы, наделенные соответствующими полномочиями. В зависимости от юридической силы издаваемые ими нормативные правовые акты, оказывающие регулирующее воздействие на статус субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
В Российской Федерации согласно статье 8 Закона о международных договорах правом представления рекомендаций о заключении международных договоров Российской Федерации в сфере международной правовой помощи по гражданским делам на рассмотрение Президента или Правительства РФ обладают: обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации); субъекты Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти; Верховный Суд РФ; Генеральная прокуратура РФ.
Высшим законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ, в деятельности которого принимают активное участие Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, через которые осуществляется международная правовая помощь по гражданским делам. Нормотворческая деятельности в виде издания подзаконных нормативных правовых актов и заключения международных договоров межведомственного характера осуществляется указанными субъектами правотворчества в соответствии с их отраслевой принадлежностью. Так, в постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» одним из приоритетных направлений Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определено участие в законодательном процессе.
Большой объем разного уровня международных договоров, их несистемность, наличие коллизий и в ряде случаев несоответствие оказывают негативное воздействие на качество взаимодействия компетентных государственных органов по оказанию правовой помощи по гражданским делам. В связи с этим принятие подзаконных нормативных правовых актов в большей степени обусловливается существующими пробелами в нормативно-правовом регулировании международной правовой помощи по гражданским делам. Принятие подзаконных нормативных правовых актов не должно привносить какие-либо новые нормы, регламентирующие оказание международной правовой помощи по гражданским делам.
Правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам реализуется, во-первых, при инициировании международной правовой помощи в рамках своих полномочий (направлении соответствующего запроса компетентным органам и должностным лицам иностранного государства); во-вторых, при исполнении международного правового поручения, поступившего из иностранного государства. К субъектам, осуществляющим правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, прежде всего следует отнести Минюст России и территориальные учреждения юстиции, органы, наделенные правом обращаться с международным правовым запросом. Кроме того, правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере может быть реализована дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.
Особенно широк круг субъектов, наделенных правом обращаться с запросом об оказании международной правовой помощи по гражданским делам. В 2001 г. Российская Федерация при присоединении к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. сделала заявление, согласно которому органами, компетентными согласно российскому законодательству обращаться с запросом о правовой помощи в рамках своих полномочий, являются:
а) федеральные суды: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды); федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации);
б) суды субъектов Федерации: конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов Федерации.
Именно суды являются субъектами, осуществляющими правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, как инициируя ее, так и выполняя запросы иностранных компетентных органов;
в) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;
г) органы прокуратуры Российской Федерации.
Так, согласно статье 22-1 «Просьба об участии прокурора в гражданском процессе» Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.) прокурор одной из договаривающихся сторон вправе обратиться к прокурору другой договаривающейся стороны с просьбой о возбуждении в суде дела о защите прав и законных интересов граждан запрашивающей договаривающейся стороны, о принятии участия в рассмотрении таких дел или принесении в суд вышестоящей инстанции кассационного или частного протеста, а также протеста в порядке надзора на судебные постановления по таким делам. В Российской Федерации участие прокурора в гражданском и арбитражном процессах, в том числе вопросы подачи прокурором иска, подачи представлений на судебные решения четко урегулированы Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами;
д) органы записи актов гражданского состояния;
е) нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий:
— нотариусы, занимающиеся частной практикой;
-нотариусы государственных нотариальных контор;
— должностные лица органов исполнительной власти (в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса);
— должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, осуществляющие нотариальные функции на территории иностранных государств;
ж) органы опеки и попечительства;
з) адвокаты.
Вопрос о том, является ли деятельность адвоката в сфере международной правовой помощи по гражданским делам правоприменительной, в литературе не поднимался. Правоприменение (от англ. application) в теории права — деятельность государственных органов, обеспечивающая реализацию норм права, содержащихся в законах и других нормативных правовых актах путем издания актов применения права. Акт применения права выражает официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержит государственно-властное веление, в отличие от нормативных правовых актов имеет индивидуальное значение, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай; реализует общие предписания нормативного акта, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам права. В связи с этим адвоката нельзя отнести к субъектам правоприменения как в целом, так и в сфере международной правовой помощи по гражданским делам. Данный субъект вовлекается в обозначенную правовую сферу в связи с выполнением возложенных на него обязанностей представителя по гражданскому или уголовному делу.
В процесс оказания международной правовой помощи может быть вовлечен широкий круг субъектов: во-первых, это лица, в целях защиты субъективных прав и законных интересов которых инициируется международная правовая помощь, во-вторых, лица, реализующие возложенные на них гражданско-правовые, гражданско- и арбитражно-процессуальные обязанности (например, являясь свидетелями по гражданскому делу, дающие свидетельские показания на основании поступившего международного правового поручения, и др.).
В силу комплексного межотраслевого характера международной правовой помощи по гражданским делам правоотношения, протекающие в ее сфере, разнообразны. В гражданские правоотношения в сфере международной правовой помощи вовлекается довольно широкий круг субъектов. Участниками гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, являются применительно к российскому национальному праву Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, физические и юридические лица. В гражданско- и арбитражно-процессуальные отношения, протекающие в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, помимо суда общей юрисдикции или арбитражного могут быть вовлечены традиционные участники процесса (истец, ответчик, их представители, иные заинтересованные в деле лица, свидетель, эксперт специалист), которые, например, по вызову, врученному учреждением запрашиваемой договаривающейся стороны, должны явиться в учреждение юстиции запрашивающей договаривающейся стороны, либо в рамках выполнения международного судебного поручения вызываются в суд своего государства для совершения процессуальных действий.

10 ноября 2004 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Она открыта для подписания до 17 января 2007 г.
Многосторонние конвенции могут быть универсальными и региональными. Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.
Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.
Из конвенций, заключенных на региональном уровне, укажем на основные соглашения в области международного частного права между странами СНГ:
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.) и Протокол к ней 1997 г. Новая редакция Конвенции была принята в Кишиневе 7 октября 2002 г. (Кишиневская конвенция 2002 г.). Для участников Кишиневской конвенции Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г. прекратят свое действие. Однако для государств — участников Кишиневской конвенции, не подписавших Кишиневскую конвенцию (Туркменистан, Узбекистан), будут действовать Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г.;
— Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (Киевское соглашение 1992 г.);
— Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества 1998 г. (Московское соглашение);
— Евразийская патентная конвенция 1994 г.
В качестве примеров можно привести также Соглашение от 6 июля 1992 г., которым было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Конвенцию о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г.
Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами. Как отмечалось в литературе, их преимущество перед многосторонними договорами состоит в том, что в них могут быть лучше учтены интересы договаривающихся государств. Однако в то же время их применение на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций).
Существенное значение имеет деление договоров на самоисполняемые и несамоисполняемые.
Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.
Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.
С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX — XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:
— договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;
— договоры о правовой помощи;
— договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;
— договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;
— договоры по вопросам права собственности;
— договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;
— договоры о международных расчетах;
— соглашения об избежании двойного налогообложения;
— договоры в области интеллектуальной собственности;
— договоры в области семейного и наследственного права;
— договоры о социальном обеспечении;
— консульские конвенции;
— договоры в сфере международного гражданского процесса;
— договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.
Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям в области гражданского и семейного права, и положения о подсудности, о признании и исполнении судебных решений.
По данным на 1 января 2005 г. Россия являлась стороной договоров о правовой помощи, заключенных с: Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1995 г.), Алжиром (1982 г.), Аргентиной (2000 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., 1971 г.), Вьетнамом (1981 г.), Грецией (1981 г.), Грузией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Индией (2000 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Испанией (1990 г.), Италией (1979 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), КНР (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Киргизией (1992 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Молдавией (1993 г.), Монголией (1988 г.), Польшей (1996 г.), Румынией (1958 г.), Турцией (1997 г.), Тунисом (1984 г.), Финляндией (1978 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.). С Белоруссией 17 января 2001 г. было заключено двустороннее соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов по хозяйственным спорам.
Ряд положений, касающихся сферы международного частного права, содержатся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.; вступило в силу в 1998 г.), а также в Договоре 1994 г. к Энергетической хартии и других соглашениях. В связи с расширением состава ЕС 27 апреля 2004 г. Российской Федерацией и ЕС был подписан Протокол к этому Соглашению о партнерстве.
Развитие интеграционных процессов привело к заключению соглашений, действующих в отношениях между членами той или иной группировки государств. Так, европейское право, под которым обычно понимается право ЕС, согласно общепринятой классификации, состоит из так называемого первичного права ЕС, к которому прежде всего относятся договоры о создании ЕЭС, а также международные договоры, их изменяющие и дополняющие (Амстердамский договор, вступивший в силу в 1999 г.), и вторичного права ЕС, которое создается органами этого Союза путем принятия регламентов, директив и иных актов (решений). Первоначально ряд соглашений был заключен между странами — членами ЕС (ранее — ЕЭС). К числу таких соглашений относится прежде всего Римская конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Она вступила в силу для Бельгии, Великобритании, Дании, Греции, Франции, ФРГ, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии. Римскую конвенцию относят к сопутствующему праву ЕС. Однако ее значение далеко вышло за пределы ЕС вследствие того, что в этой Конвенции отражены современные тенденции развития международного частного права.
В 1968 г. страны — члены ЕЭС заключили Брюссельскую конвенцию о судебной компетенции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (новая редакция 1979 г.). Европейские государства, входящие в ЕАСТ, заключили в 1988 г. в Лугано соглашение о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. С 1 января 1992 г. оно вступило в силу в отношениях между Францией, Нидерландами и Швейцарией. Тем самым положения Брюссельской конвенции ЕЭС 1968 г. были распространены на Швейцарию, входящую в ЕАСТ.
После вступления в силу Амстердамского договора 1999 г. многие ранее заключенные многосторонние соглашения из так называемого первичного права ЕС перешли в категорию вторичного права ЕС. Эта тенденция особенно проявляется в области процессуального права, семейного права, трудового права и др. Наряду с рядом регламентов ЕС в отношении подсудности, признания и исполнения решений с 31 мая 2002 г. действует Регламент N 1346 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности.
Из многочисленных конвенций регионального характера, заключенных на Американском континенте в области международного частного права, следует отметить прежде всего Кодекс Бустаманте, названный по имени его составителя — известного кубинского юриста. Кодекс, состоящий из 437 статей, представляет собой наиболее детально разработанный международный договор по вопросам международного частного права. Он был принят в 1928 г. на VI Панамериканской конференции и ратифицирован 15 странами Центральной и Южной Америки.
Кодекс состоит из вступительного раздела и четырех книг (международное гражданское право, международное торговое право, международное уголовное право, международное процессуальное право). Кодекс был одобрен в полном объеме Кубой, Гватемалой, Гондурасом, Панамой и Перу, четыре страны (Бразилия, Гаити, Доминиканская Республика и Венесуэла) сделали оговорки в отношении конкретных статей, такие страны, как Боливия, Коста-Рика, Чили, Эквадор и Сальвадор, при ратификации сделали общую оговорку о том, что Кодекс не применяется в случае его противоречия в настоящем или в будущем их внутреннему праву, что сделало их отношение к конвенции весьма символичным. Аргентина, Колумбия, Мексика, Парагвай и США отказались подписать конвенцию, причем США сослались на то, что в компетенцию федерального правительства не входит подписание соглашений по вопросам частного права, которые относятся исключительно к компетенции штатов.
Начиная с 1975 г. регулярно проводились конференции по международному частному праву стран Американского континента. На первой конференции (1975) в Панаме были приняты шесть конвенций, на второй (1979) в Монтевидео — семь конвенций по различным вопросам международного частного права.
На конференции в Ла-Пасе в 1984 г. приняты четыре конвенции (межамериканские конвенции о право- и дееспособности юридических лиц в международном частном праве, о коллизионных нормах, касающихся усыновления несовершеннолетних, о юрисдикции и экстерриториальном действии иностранных судебных решений, дополнительный протокол к межамериканской конвенции о сборе доказательств за рубежом). На конференции в Монтевидео в 1989 г. были приняты четыре конвенции (об обязанности содержания лиц, о возвращении из других стран несовершеннолетних, о международных перевозках грузов автотранспортом).
На пятой конференции в 1994 г. в Мехико была принята межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам. Конвенция состоит из 30 статей, для которых характерен подход, значительно отличающийся от европейского, отраженного в Гаагских конвенциях 1955, 1978 и 1986 гг.
Для ряда развивающихся стран при отсутствии правового регулирования в ряде областей характерен интерес к проведению международной унификации как регионального, так и универсального характера. Так, в 1962 г. в Либревиле было подписано соглашение о создании Афро-Малагасийского ведомства промышленной собственности (ОАМПИ), предусматривающее единые нормы для охраны изобретений, регистрации товарных знаков и промышленных образцов. Это соглашение было пересмотрено и дополнено в 1977 г. В 1978 г. аналогичное соглашение было заключено группой других африканских государств, бывших английских колоний.
Афро-азиатский правовой консультативный комитет принял Типовое соглашение для двусторонних соглашений о правовой помощи и доказательствах.
Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.

Следующий вопрос

Пожертвование на развитие ресурса