Адвокат с большим опытом в Ростове-на-Дону
Вход


Конституционный Суд РФ принял революционное Постановление, которое перевернет всю судебную практику по возмешению ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий. Данное Постановление вынесено по жалобам автовладельцев относительно конституционности положений Гражданского кодекса РФ, неопределенность нормы которых, по мнению заявителей, препятствует взысканию с виновного в ДТП полной суммы возмещения убытков без учета износа деталей автомобиля.
Оспоренные автовладельцами положения ст. 15, 1064, 1072 и 1079 ГК РФ признаны соответствующими Конституции РФ, так как не препятствуют возмещению вреда в полном объеме, а существующая проблема не связана с нормами гражданского законодательства.


Суд пояснил, что в ст. 15 ГК РФ как раз говорится, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено иное. Статья 1072 ГК РФ также говорит о полном возмещении вреда в тех случаях, когда страхового возмещения недостаточно. Разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба выплачивают в таких случаях граждане или юридические лица, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего.
Однако Закон об ОСАГО устанавливает пределы выплат и связывает их размер с износом деталей автомобиля. Суды, как правило, не компенсируют пострадавшим в аварии ту сумму, которую реально приходится заплатить за восстановительный ремонт. А попытки взыскать разницу с виновника аварии терпят неудачу в судебных инстанциях. Из-за этого потерпевшие в ДТП довольно часто не могут взыскать с причинителей вреда сумму возмещения убытков без учета износа деталей и таким образом восстановить свои нарушенные права в полном объеме.
КС РФ в очередной раз обратил внимание на статью Конституции РФ, где сказано, что право частной собственности в России охраняется законом. И этот важный принцип должен быть закреплен как в нормативных актах, так и в правоприменительной практике, чтобы создавались благоприятные условия для существования общества.
Конституционный Суд в рассматриваемом Постановлении указал, что конкретизируя положения Конституции РФ, ГК РФ обеспечивает возможность для незапрещенной экономической деятельности. Статья 1064 ГК РФ устанавливает общее правило, а последующие оспоренные нормы конкретизируют его, рассматривая случаи, когда страховых выплат не хватает для возмещения вреда полностью.
Потерпевшему в ДТП, как правило, должна быть возмещена полная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства до такого состояния, в каком оно находилось до аварии. То есть собственнику нет необходимости искать на рынке детали, аналогичные по возрасту и степени износа поврежденным, поскольку замена старых деталей новыми не является необоснованным обогащением.
При этом Конституционный Суд указа, что обязательная автогражданская ответственность должна усиливать гарантии прав потерпевших в ДТП. Закон об обязательном страховании, где установлены предельные размеры выплат, не препятствует выплате возмещения в полном объеме, так как с лица, причинившего вред, может быть взыскана дополнительная сумма, которой не хватило на восстановление автомобиля по страховке. То есть конкретные статьи Закона об ОСАГО никак не влияют на общие нормы ГК РФ и на деликтные обязательства виновников аварии.
Признав все оспариваемые нормы ГК РФ соответствующими Конституции РФ, Конституционный суд указал, что потерпевшие, чьи автомобили были повреждены водителями, имеющими полис ОСАГО, не должны быть в худшем положении, чем те, кто попал в ДТП, виновник которого вообще не имеет полиса автогражданки. Дела заявителей Конституционный суд обязал пересмотреть и вынести по ним новые решения, если для этого нет препятствий.
Теперь ситуация с возмещением вреда как в рамках ОСАГО, так и сверх страхового возмещения изменится. С одной сторны есть и положительный момент. Угроза заплатить деньги потерпевшему в ДТП из собственного кармана, даже в случае не превышения лимита ОСАГО, сделает большинство водителей более дисциплинированными. Я. как юрист, давно практикующий в этой сфене, могу отметить, что по моему мнению после введения ОСАГО в 2003 году, по прошествию некоторого времени количество ДТП возросло по причине того, что водители снизили уровень дисциплины, т.к. в случае чего заплатит страховая. При этом все тяготы выбивания денег из страховых лежат на потерпевших. Сейчас, прежде чем совершать опасный маневр, водитель должен помнить, что теперь он вместе со страховой будет возмещать ущерб потерпевшему.
Отрицательным моментом является то, что теперь страховые компанни будут переваливать на виновников ДТП обязанность по возмещению ущерба, резко занижая стоимость страхового возмещения.Дела по ДТП усложнятся из-за обострившейся конкуренции интересов страховщиков и причинителей вреда.

Рубрики







Яндекс.Метрика