Билет № 63 экзамена на статус адвоката Адвокатской палаты Московской области
1. Этические правила поведения адвоката при общении со СМИ: условия и ограничения. Критерии допустимости информации об адвокате и адвокатском образовании. Реклама адвокатской деятельности.
Согласно статье 17 Кодекса профессиональной этики адвоката
1. Информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:
1) оценочных характеристик адвоката;
2) отзывов других лиц о работе адвоката;
3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов;
4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.
2. Если адвокату (адвокатскому образованию) стало известно о распространении без его ведома рекламы его деятельности, которая не отвечает настоящим требованиям, он обязан сообщить об этом Совету.
Адвокатская деятельность — это деятельность по предоставлению юридических услуг. А стало быть, как любая услуга, она требует продвижения на рынке с использованием различных приемов, наиболее действенный из которых, как известно, реклама.
Стремительный рост численности адвокатов в России и значительное увеличение «коммерческой» составляющей в их работе повлекло за собой активное обсуждение многими учеными, да и самими адвокатами, вопросов, связанных с рекламой. Точки зрения, высказываемые при этом, порой диаметрально противоположны. Одни выступают за фактический запрет рекламы в деятельности адвокатов, другие, напротив, не видят существенного отличия адвокатской деятельности как объекта рекламы от иных рыночных услуг. Но всех объединяет одно — поиск степени дозволенности, допустимой в рекламе такого специфического продукта, как юридическая услуга адвоката. Сегодня эта грань уже частично определена в Кодексе профессиональной этики адвоката в приведенной выше статье 17 в части регламентирования рекламы адвокатских услуг.
Перед тем как приступить к анализу существующего в России положения с рекламой адвокатских услуг, обратимся к зарубежному опыту. В современной «столице» адвокатов — США — этот вопрос решается неоднозначно. Этические кодексы адвокатов большинства штатов до сих пор содержат норму о «нерекомендательности» адвокатской рекламы. Хорошо известен случай, когда американский адвокат был подвергнут дисциплинарному взысканию за размещение рекламы на спичечных коробках с указанием телефона и надписью: «Если Вам нужна помощь — она у вас есть». Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества тоже не предусматривает единых норм поведения адвоката, связанных с его саморекламой или стремлением к широкой известности.
Сверхзадачей адвокатской рекламы является наработка имени адвоката или адвокатского образования, в котором он состоит. Имя адвоката — основа его финансового благополучия. Адвокат должен быть узнаваем потенциальными клиентами, и достигается это различными способами.
Фактор узнаваемости начинает работать при частом появлении адвоката на телеэкране, и даже небольшие комментарии по тому или иному вопросу способствуют его известности. Особых затрат со стороны адвоката в этом случае не требуется, ибо журналисты сами проявляют интерес к адвокатам, но лишь к тем, кто ведет громкие судебные дела. А для того чтобы адвокату получить громкое дело, он должен обладать «громким» именем. Итак, круг замкнулся. Поэтому адвокаты все чаще используют такой способ «работы на свое имя», как ведение в печатных СМИ колонки консультации граждан по правовым вопросам. Наибольший эффект достигается, когда при этом помещена фотография адвоката — без нее представление о нем не будет полным. Недостаток этого метода — ограниченность возможностей его использования, так как при всем обилии газет и журналов адвокатов все же больше.
В продвижении услуг адвокатов начинает возрастать роль Интернета. Но этот способ пока еще ориентирован только на достаточно обеспеченных клиентов. Многие адвокатские фирмы имеют в Интернете свою страницу, где можно получить информацию о предоставляемых услугах, о членском составе фирмы, об адресе ее расположения, о прейскуранте на оказываемые услуги. Практикуется предоставление on-line-консультаций, где посетители сайта задают интересующие их правовые вопросы и практически незамедлительно получают на них ответы. В последнее время появились сайты, на которых размещены реестры адвокатов с рейтингом и информацией об их деятельности (www.jurgorod.ru).
Адвокаты активно используют как перечисленные, так и другие рекламные способы, правда, к сожалению, не все они корректны и порой наносят непоправимый ущерб имиджу адвокатской профессии. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере. Начнем с анализа ситуаций, когда формальных нарушений адвокатской этики нет.
В одной из волгоградских газет была опубликована статья «Лиза — просветительница», в которой речь шла о молодом адвокате. Во вступительной части отмечалось, что читатели «осаждают редакцию письмами с просьбой рассказать об авторе одной из востребованных колонок газеты», которую под рубрикой «Вопросы юристу» постоянно вела некая Лиза К. Таким образом редакция пыталась объяснить причину появления статьи. Далее читатель узнавал об образовании, о первой практической деятельности в «гуще народных чаяний», специализации Лизы К. уже как состоявшегося адвоката в области наследственного и жилищного права, о «десятках тысяч благодарных читателей». Перечислялись выигранные, причем совершенно безвозмездно, дела в суде. Подчеркивался неиссякаемый поток клиентов: «…позже людей с похожей ситуацией к молодому юристу стало приходить все больше и больше». Не было забыто и личное адвокатское бюро, куда «в сотрудники недавняя выпускница университета пригласила… своих бывших преподавателей — сплошь докторов наук». И, конечно же, тут же была помещена фотография героини. Достаточно мощная рекламная статья. Это и есть раскручивание имени адвоката и как следствие — расширение его клиентской базы. Не нанесла ли эта статья ущерба имиджу адвокатской профессии — это уже другой вопрос.
К пограничным методам рекламы адвоката (на грани нарушения норм адвокатской этики) можно отнести участие адвоката в политической деятельности. Мировая история знает множество примеров появления известных политиков именно из адвокатской среды: Робеспьер, Марат, Мирабо, В.И. Ульянов и т.п. Сейчас многие российские адвокаты активно занимаются политикой.
Однако практика показывает, что сам ход политической деятельности адвоката может негативно отозваться на имидже адвокатской профессии в целом.
Теперь рассмотрим грубые нарушения норм адвокатской этики при рекламировании адвокатских услуг. Больше всего их можно обнаружить в Интернете.
Некоторые адвокатские сообщества практикуют рассылку рекламы о себе посредством спама. Учитывая, что спам рассылается по миллионам адресов в Интернете и при этом желание адресата не спрашивается, такие действия можно расценить как вторжение в частную жизнь владельцев e-mail. Особенно неприятно, когда это вторжение происходит от лиц, сама профессия которых обязывает защищать право «быть оставленным в покое». Более того, Кодекс этики (ст. 9) запрещает адвокатам навязывать свою услугу лицам, нуждающимся в юридической помощи.
2. Первоначальные и производные, прямые и косвенные доказательства: понятие и особенности их оценки адвокатом.
Статья 85 УПК РФ дает определение доказывания.
Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК РФ.
Статья 86 УПК РФ определяет порядок собирания доказательств.
1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.
2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.
3. Защитник вправе собирать доказательства путем:
1) получения предметов, документов и иных сведений;
2) опроса лиц с их согласия;
3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.
Статья 87 УПК РФ определяет правила проверки доказательств.
Проверка доказательств производится дознавателем, следователем, прокурором, судом путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.
Статья 88 УПК РФ определяет правила оценки доказательств.
1. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности — достаточности для разрешения уголовного дела.
2. В случаях, указанных в части второй статьи 75 УПК РФ, суд, прокурор, следователь, дознаватель признает доказательство недопустимым.
3. Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе. Доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт.
4. Суд вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке, установленном статьями 234 и 235 УПК РФ.
Первоначальным доказательством будет, например, показание свидетеля-очевидца об обстоятельствах, которые он лично наблюдал. Показание свидетеля о событии, которое он не наблюдал, но слышал о нем от другого лица, бывшего очевидцем, будет доказательством, производным «из вторых рук».
При получении сведений из «вторых рук» должно быть выяснено, кто именно сообщил эти сведения, и это лицо должно быть допрошено. Обычно очевидец происшествия сообщает о нем полнее и точнее.
Если установить источник сведений о каком-либо обстоятельстве, о котором сообщает свидетель, не представляется возможным, то эти показания свидетеля, потерпевшего признаются недопустимым доказательством.
Стремление использовать по возможности доказательства первоначальные не означает, что производные не могут привести к достоверным выводам, что это доказательства «второго сорта». Категорический запрет использовать производные доказательства может лишить суд в ряде случаев важных доказательств, полученных из «вторых рук», если из первоисточника их получить невозможно (например, в случае смерти потерпевшего могут быть использованы в качестве доказательства показания лица, которому он перед смертью сообщил имя или приметы стрелявшего в него человека).
Прямые и косвенные доказательства. Деление доказательств на прямые и косвенные основано на том, что одни из них содержат сведения об обстоятельствах, составляющих предмет доказывания, другие — о так называемых доказательственных, «промежуточных», «вспомогательных» фактах.
Прямые доказательства указывают на совершение лицом преступления или исключают его причастность к нему. Показания обвиняемого, признающего свою вину и объясняющего, по каким мотивам, когда, где и при каких обстоятельствах он совершил преступление, являются прямым доказательством. Прямым доказательством является показание свидетеля о том, как обвиняемый наносил удары потерпевшему. При использовании прямых доказательств задача следователя, суда состоит в установлении их достоверности (т.е. надо установить, говорит ли обвиняемый, свидетель правду), так как значение сообщенных сведений для установления предмета доказывания здесь однозначно. Никаких преимуществ в силе прямое доказательство не имеет, поэтому недопустимо считать «главным» доказательством, «царицей» доказательств такое прямое доказательство, как признание обвиняемым своей вины (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 77 УПК).
Косвенные доказательства содержат сведения о фактах, которые предшествовали, сопутствовали или следовали за устанавливаемым событием и по совокупности которых можно сделать вывод о том, имело ли место событие преступления, виновен или не виновен обвиняемый. Так, при расследовании дела об убийстве на основании косвенных доказательств (принадлежность обвиняемому ножа, которым совершено убийство, обнаружение на месте совершения преступления следов обуви обвиняемого, установление неприязненных отношений обвиняемого и потерпевшего и других фактических данных) формируется вывод следователя, суда о совершении обвиняемым данного преступления. Однако путь установления обстоятельств дела на основе косвенных доказательств более сложный, чем при прямых доказательствах.
При доказывании с помощью косвенных доказательств надо, во-первых, установить, достоверны ли сведения, которые стали известны следователю, суду (говорит ли свидетель правду о наличии неприязненных отношений между обвиняемым и потерпевшим, действительно ли нож, найденный на месте происшествия, принадлежит обвиняемому и т.д.); во-вторых, определить, связаны ли ставшие известными сведения с совершением преступления обвиняемым. Поэтому при использовании косвенных доказательств важно установить не только какое-либо обстоятельство, но и объективную связь этого обстоятельства с устанавливаемыми по делу обстоятельствами и причастностью определенного лица к преступлению. Связь может быть различной (связь причинная, пространственно-временная, связь соответствия и др.).
Устанавливая эту связь, надо иметь в виду возможность случайного стечения обстоятельств.
При логическом их анализе в совокупности всех доказательств выстраивается достоверный вывод о происшедшем событии и виновности обвиняемого. Возможно и другое, когда косвенные доказательства оставляют неопровержимые сомнения в виновности лица, что должно привести к его оправданию.
3. Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Права и обязанности адвоката-защитника и адвоката-представителя при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Статья 25.1 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ (В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.) , либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
Статья 25.5 КоАП РФ определяет правовое положение защитника и представителя
1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.
2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Таким образом, правовое положение адвоката при произволстве по делу об административном правонарушении ничем не отличается от лиц, участвующих в данном производстве в качестве защитников и представителей за исключением обязанности предоставить ордер.
4. Задача. Адвокат, представляющий интересы ответчика, вступает в процессе на основании ордера и устного заявления доверителя, занесенного в протокол судебного заседания. Сторона истца заявила, что при таком оформлении полномочий адвокат не может выступать в судебном заседании.
Основаны ли на законе подобные возражения стороны истца?
Данные возражения не основаны на законе, т.к. в соответствии с ч. 5. право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.