Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Осмотр места происшествия — Страница 4 — Ваш юрист

Осмотр места происшествия

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия.

Цели и задачи осмотра места ДТП.

В ходе осмотра места ДТП решаются следующие задачи:

> обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств;

> выяснение обстановки происшествия;

> установление технического состояния транспортного средства;

> розыск, скрывшегося с места происшествия водителя и ТС;

> установление причин и условий, способствовавших ДТП.

Целью осмотра места дорожно-транспортного происшествия является установление следующих обстоятельств:

> где произошло дорожно-транспортное происшествие;

> время происшествия;

> вид ДТП;

> направление движения, местонахождение и действия участников в момент возникновения опасной ситуации;

> местонахождение и действия участников в момент самого происшествия;

> положение и состояние участников в конечной стадии происшествия;

> какова была дорожная обстановка на момент происшествия (тип и состояние дорожного покрытия, ширина и разметка дороги, ее обустройство, характеристика прилегающих участков, наличие дорожных знаков, обзорность, видимость, освещенность, плотность и интенсивность движения, наличие помех движению и дефектов дороги);

> следы возникшие на дорожном покрытии, транспортном средстве, предметах окружающей обстановки и на пострадавших, в результате ДТП;

> в каком состоянии находится транспортное средство;

> наличие отделившихся частей транспортного средства, груза, упавшего с него, их местоположение;

> кто является очевидцем ДТП.

Порядок осмотра места ДТП

Действия, предшествующие осмотру

Получив сообщения о ДТП, дежурный обязан выяснить:

> где и когда произошло ДТП, его характер;

> есть ли пострадавшие, сколько их, оказана ли им медицинская помощь, куда они направлены.

Если они имеются, и медицинская помощь не оказана, то дежурный немедленно вызывает «медицинскую помощь»;

> если потерпевший помещен в медицинское учреждение, он направляет туда сотрудника с рацией для уточнения обстоятельств происшествия;

> какие транспортные средства участвовали в происшествии, их номерные знаки;

> данные заявителя.

Затем дежурный:

> направляет работников полиции для охраны места ДТП;

> докладывает начальнику ОВД и ГАИ о ДТП;

> если к происшествию причастен транспорт иностранных государств, информирует об этом заинтересованные ведомства;

> если водитель с места происшествия скрылся, выясняет приметы транспортного средства, вероятное направление его движения, приметы водителя;

> обеспечивает своевременный выезд на место происшествия следственно-оперативной группы в полном составе.

Сотрудники полиции, первыми прибывшие на место происшествия, обязаны: оказать лично или принять меры к оказанию помощи пострадавшим; установить очевидцев происшествия; принять меры к сохранности следов и обстановки; обеспечить объезд транспортных средств, а если это невозможно, зафиксировать первоначальное расположение следов и предметов (начало и конец тормозного пути, контуры пятен крови, расположение тела трупа, предметов его одежды, вещей, передних и задних колес транспортного средства, упавшего груза и т.п.), могущих иметь значение для дела; сделать замеры этих следов и привязку не менее чем к двум ориентирам.

Отметка может быть сделана мелом, краской, острым предметом.

В состав следственно-оперативной группы входят: следователь, инспектор дознания ГАИ, оперуполномоченный уголовного розыска, инспектор ГАИ, эксперт-криминалист, специалист-автомеханик.

Следователь руководит производством осмотра места происшествия, составляет протокол, планы и схемы к нему, координирует работу всех членов

СОГ.

Инспектор дознания ГИБДД исполняет поручения следователя по составлению процессуальных документов, при отсутствии следователя руководит СОГ по проведению осмотра места происшествия.

Оперуполномоченный уголовного розыска оказывает помощь следователю или дознавателю при осмотре места ДТП, выполняет их поручения, проводит оперативно-розыскные мероприятия; совместно с представителями ГИБДД организует преследование скрывшегося водителя; принимает участие в организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося транспортного средства; производит обход квартир граждан, проживающих поблизости от места происшествия; беседует с собравшимися на месте происшествия гражданами в целях получения от них сведений, могущих иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП; получает объяснения от потерпевших об обстоятельствах ДТП.

Инспектор ГИБДД обеспечивает безопасность движения транспортных) средств и пешеходов в районе ДТП; оказывает помощь следователю или дознавателю в ОМП в обнаружении следов и предметов, которые могут иметь значение для раскрытия и расследования ДТП, для установления транспортных средств, участвовавших в ДТП; помогает проверить техническое состояние транспортного средства и отправить его к месту хранения до решения вопроса о выдаче владельцу.

Эксперт-криминалист оказывает помощь следователь или дознавателю в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке следов, объектов со следами, оказывает помощь в вычерчивании планов и схем, осуществляет фото- и видеосъемку места ДТП и технических средств, проводит предварительное исследование следов на месте ДТП с целью раскрытия преступления «по горячим следам».

Специалист-автомеханик оказывает помощь следователю или дознавателю в выявлении механизма происшествия, в установлении его причины

и следов, позволяющих идентифицировать транспортное средство, помогает воссоздать механизм происшествия, проверяет техническое состояние ТС, работу отдельных узлов и деталей, регулирует дорожное движение в месте дорожного происшествия.

Действия следователя по прибытию наместо происшествия

По прибытии на место ДТП до начала осмотра следователь должен:

> записать фамилию, имя, отчество пострадавшего, в какую больницу он направлен;

> установить личность водителей ТС, участвовавших в происшествии, проверить их документы и, в случае необходимости, изъять их;

> выяснить у очевидцев и у работников полиции, что произошло при ДТП I и какие изменения внесены в обстановку;

> при невозможности сохранить обстановку ДТП в неизменном состоянии отметить местоположение ТС;

> контуры ТС, тел потерпевших, следов и объектов;

> если у водителя отмечается наличие признаков опьянения, немедленно направить его на медицинское освидетельствование в сопровождении работников полиции;

> в случае, если водитель скрылся с места происшествия, принять меры к его задержанию.

Общий и детальный осмотр места ДТП

На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких- либо объектов окружающей обстановки. К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся: дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, тротуары, остановки транспортных средств, а также нужно определять удаление этих объектов от места происшествия.

Обязательно подлежат фиксации дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки; наличие подземного перехода, направление выходов, расстояние их от места происшествия, то есть все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП. Производится ориентирующая, обзорная и узловая фото- и видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги.

В ходе осмотра участка дороги фиксируются его точные координаты. Если он находится в населенном пункте, указываются название улицы и номер дома, напротив которого он находится. На дорогах вне населенных пунктов отсчитывается расстояние до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта.

Направление дорожного полотна в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей, а за городом — по населенным пунктам. Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечаются наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (прерывистая, сплошная), наличие или отсутствие перекрестков и их характер. Указываются тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, грунт), его состояние (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и т.д.), наличие продольного или поперечного наклона дороги.

Необходимо установить условия видимости различных объектов при определенном освещении и расстояние до них. Следует зафиксировать, какие лампы установлены на столбах уличного освещения, а также наличие и отсутствие луны, ее фазы. В случаях, если электросистема транспортного средства не вышла из строя, то расстояние видимости следует определять включением ближнего и Дальнего света фар этого автомобиля. Если ДТП случилось вечером или на рассвете, то определение расстояния видимости нужно производить в то же время суток и при такой же погоде.

При детальном осмотре наиболее целесообразной является такал последовательность осмотра следов и объектов на месте ДТП:

1. Осмотр, фиксация и изъятие следов жидкостей, сыпучих веществ, мелких объектов. Они подвержены быстрому изменению и уничтожению, поэтому должны осматриваться, фиксироваться и изыматься в первую очередь.

2. Осмотр стойких следов транспортных средств (торможения, частей TC на препятствиях, сооружениях, деревьях и т.д.), следов и веществ биологического происхождения. Эта группа следов более устойчива, поэтому их осмотр фиксация и изъятие без ущерба для дела могут быть осуществлены во вторую очередь.

3. Осмотр трупа и транспортных средств. Эти объекты можно, после их фото- и видеосъемки, отметки мелом на проезжей части дороги, улицы переместить на обочину дороги или на тротуар.

Такая необходимость возникает при осмотре мест происшествия на] дорогах с интенсивным движением.

Отдельные объекты и следы запечатлеваются детальной фото- и видеосъемкой с применением масштабной линейки, измеряется расстояние от них до элементов дороги, описав положение и зафиксировав расстояние следов и объектов в отдельности, с помощью специалиста-автотехника можно определить происхождение частей транспортных средств, масел и других жидкостей, используемых для обеспечения работы механизмов.

После их описания объекты и следы изымаются, упаковываются в подручные средства, упаковки процессуально оформляются. Кроме того, изымаются и контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п.

При обнаружении следов шин в протоколе указывается:

> вид и состояние поверхности, на которой обнаружены следы;

> вид следов (статический, динамический, поверхностный, объемный

и т.п.;

> место расположения следов;

> количество дорожек следов и их относительное размещение;

> ширина каждой беговой дорожки (ширина следа протектора);

> ширина колеи передних и задних колес;

> строение рисунка протектора (ромбы, треугольники, квадраты, прямоугольники, многоугольники или их сочетание);

> форма и размеры особенностей протектора, наличие дефектов (трещин, выбоин, заплат и т.п.);

> расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности (длина следа одного оборота колеса);

> длина следов торможения;

> признаки направления движения.

Осмотр транспортного средства

На месте происшествия транспортные средства осматриваются после осмотра, фиксации, изъятия и упаковки следов и предметов, подверженных изменению и уничтожению, одновременно с трупом или сразу после него.

В протоколе осмотра указывается:

> какое это транспортное средство, его вид, модель, регистрационный номер, цвет;

> характер перевозимого груза, его количество, вес и т.д.;

> где находится ТС (на проезжей части, тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке и т.д.);

> как расположено на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя часть (бампер, крюк), правая и левая стороны (шины, борта кузова) от элементов дороги, других ТС, трупа, а также объектов, избранных в качестве ориентиров Контрольные вопросы.

1. Цели осмотра на месте дорожно-транспортного происшествия.

2. Порядок осмотра места при дорожно-транспортном происшествии.

3. Общий и детальный осмотры места происшествия.

4. Осмотр транспортного средства.

5. Действия следователя по прибытию на место происшествия на ДТП

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература

1. Осмотр места происшествия: обнаружение, фиксация, изъятие и исследование следов: методическое пособие / А.Л. Карабанов, С.К. Мелькин. — М.: Волтерс Клувер, 2011.

2. Марков В.А.

Тактика осмотра места происшествия. Учебное пособие по спецкурсу. Изд-во «Самарский университет» 1997. -102 с.

3. Криминалистика: Учебник / Д.Н. Балашов, Н.М. Балашов, С.В. Маликов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2009. — 503 с.

4. Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Н.Р. Россинская. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 944 с.

Дополнительная литература:

1. Криминалистика: учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков. — М.: «Контракт» «Инфра — М», 2005.

2. Дворкин А.А. Осмотр места происшествия: Практическое пособие. — М.: ЮРИСТ. — 2001. — 336 с.

3. Быховский И.Е. Осмотр места происшествия. — М.: ЦНИИТЭИ. -1973.96с.

4. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. / В.М. Коршунов. — М.: Экзамен, 2001. — 288 с.

5. Марков В.А. Проблемы экспресс — идентификации при осмотре места происшествия // Уголовная ответственность: основания и порядок реализации. — Самара, 1990. — С. 183 — 190.

6 .Матышев А.А. Осмотр трупа на месте его обнаружения. — М., 1989. — 263 с.

7. Рассейкин Д.П. Осмотр места происшествия и трупа при расследовании убийств. — Саратов, 1967. — 152 с.

8. Следы на месте происшествия: Справочник следователя / Под ред. В.Ф. Статкуса. — М., 1991. — 78 с.

9. А.П. Рыжаков Следственные действия и иные способы собирания доказательств. — Тула, 1996. — 320 с.

10. Актуальные вопросы судебной медицины, криминалистики, уголовного и гражданского права: сборник научно- методических трудов / Под ред. С.Н. Куликова, В.К. Толоконникова. — Самара, ГОУ СПО «СГППК», 2004. — С.

11. Ищенко П.П. Участие специалистов в наружном осмотре трупа и следственном освидетельствовании // Вопросы теории и методики следственной работы: сб. научн. трудов. — Иркутск, -1988. — С. 78 — 83.

12. Громович Г.И. Особенности осмотра неопознанных трупов. Минск, 1993

13. Криминалист в следственных действиях: Учебно-практическое пособие / А.М. Зинин. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 144 с.

14. Юридическая психология. Учебник / М.И. Еникеев.- М.: НОРМА, 2005.639 с.

15. Сорокин В.С. Комплект технико-криминалистических средств для следователей. — М., 1985. — С. 3 -35.

16. Сиротин Е.А. Правовые основы деятельности эксперта и специалиста: Практическое пособие. — Самара,- 2003. — 119 с.

17. Жуланов В., Ищенко Е. Осмотр места происшествия с целью получения информации из электронных баз данных //»Законность», 2006, N 6;

18. Аленин А.П. Подготовка к осмотру места происшествия по делам, относящимся к незаконному обороту наркотических средств //»Наркоконтроль», 2006, N 1;

19. Феоктистов А. Осмотр места происшествия: уголовно-процессуальные проблемы //»Законность», 2006, N 2;

20. Мамонов В.С. О фиксации результатов осмотра места происшествия //»Российский следователь», 2005, N 11;

21. Кузякин Ю.П. Использование специальных знаний при осуществлении осмотра помещений и территорий юридического лица или индивидуального предпринимателя //»Административное право и процесс», 2006, N 4;

22. Власенко Н., Иванов А. Осмотр жилища // «Законность», N 11, 2004.

23. Справочная книга криминалиста / Под ред. проф. Н.А. Селиванова. Изд- во»Норма — Инфра. М., 2000.

Pages: 1 2 3 4

Пожертвованите на развитие ресурса