Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. ПОСОБИЕ — Страница 68 — Ваш юрист

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. ПОСОБИЕ

1 Пример: Правила применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности боевой техники. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1248 // Российская газета. 2016. 5 дек.

38. ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (СТАТЬИ 9196 УПК)

1. Согласно ст. 91 УПК орган дознания, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. Задержание по подозрению в совершении преступления на основании и в порядке ст. ст. 9192 УПК допустимо только по «живому» уголовному делу, которое находится «в работе», т.е. в производстве следователя или дознавателя, несущего единоличную ответственность за все, что осуществляется по этому делу. Задержание законно только по решению названных должностных лиц. Только они да еще сотрудник органа дознания (чаще всего — офицер криминальной полиции), которому официально поручено произвести задержание подозреваемого лично или в составе группы захвата, вправе объявить: «Вы задержаны по подозрению в совершении такого-то преступления». Именно это процедурное правило лежит в основе принципиального отличия уголовно-процессуального задержания от иных, внешне схожих властно-принудительных мер и действий, которыми изобилует не уголовно-процессуальная, а административная юрисдикция полиции, и других правоохранительных органов. К таким мерам относится, в частности, и законный административный арест, и маловразумительное требование: «Вам придется проехать с нами… Пройдемте…», которое иногда превращается в краткосрочное лишение свободы. К уголовному процессу, а значит, и к нашей книге, подобные ситуации отношения не имеют. Их нужно изучать и оценивать с позиции многочисленных источников административного права, а прежде всего Федерального закона «О полиции», имея в виду при этом, что военнослужащие и сотрудники национальной гвардии субъектами уголовно-процессуальных правоотношений вообще не являются.

3. Моментом задержания подозреваемого следует считать официальное объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается по подозрению в преступлении. Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа и физическим лицом возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что гражданин утрачивает свободу, теперь его побег (с любого места) пресекается силой, вплоть до применения оружия с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании.

Пожертвованите на развитие ресурса