УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. ПОСОБИЕ

1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 7. С. 46.

36. ПРЕЮДИЦИЯ (СТАТЬЯ 90 УПК)

Согласно ст. 90 УПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле. Эти правила, которые связаны с понятием преюдиции (предрешенности), освобождают орган расследования, стороны в уголовном процессе и суд от доказывания объективных обстоятельств данного уголовного дела, потому что они уже исследовались в другом судебном процессе и их существование констатировано именем государства. Однако главный вопрос уголовного дела — о виновности определенного лица — не предрешается (говорят — не презюмируется) ни при каких обстоятельствах. Интерпретацию это юридическое явление получило в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 30-П 1.

1 Российская газета. 2011. 11 янв.

37. МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (СТАТЬИ 91118 УПК)

1. Мерами уголовно-процессуального принуждения называются предусмотренные УПК решения и действия дознавателя, следователя, суда (судьи), которые принимаются и совершаются в отношении подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и других участников уголовно-процессуальных отношений в целях обеспечения процесса доказывания по уголовному делу и осуществления функций уголовного преследования и справедливого разрешения уголовного дела, а также собирания доказательств и обеспечения гражданского иска. Они выражаются в лишении или ограничении личной свободы, временном лишении должности, ограничении права собственности, угрозе имущественных потерь и иных лишениях и правоограничениях.

2. Действующий УПК относит к мерам уголовно-процессуального принуждения: задержание подозреваемого (ст. ст. 9196); меры пресечения (ст. ст. 97110); обязательство о явке (ст. 112); привод (ст. 113); временное отстранение от должности (ст. 114); наложение ареста на имущество (ст. ст. 115116) и денежное взыскание (статьи 117118).

3. С данной темой органически связан важнейший юридический вопрос — о правомерности и пределах применения физической силы, спецсредств, а самое главное — оружия при осуществлении мер уголовно-процессуального принуждения. Он предельно актуален при задержании подозреваемого, в том числе с поличным, при аресте (фактическом захвате) подозреваемого, обвиняемого, подлежащего заключению под стражу по решению суда, а также при приводе к следователю и в суд участника уголовного процесса. УПК этот вопрос не решает и решать не должен, а расхожее мнение, будто применение физического воздействия, спецсредств и оружия правоохранителями в отношении граждан осуществляется на основании ведомственных документов и по приказу высокопоставленных должностных лиц, которые по обстоятельствам и по собственному усмотрению вправе разрешить применение силы, вплоть до открытия огня на поражение, а могут, наоборот, запретить применение силы, абсолютно неверно. Исходную правовую универсальную основу решения данного вопроса образуют испытанные в историческом процессе, имеющие прочную философскую и нравственную базу, закрепленные в нашем Уголовном кодексе взаимосвязанные и взаимодействующие институты: а) необходимой обороны (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38) и крайней необходимости (ст. 39). Обыденное представление, будто перечисленные законоположения рассчитаны только на сферу частных отношений между людьми, тоже ошибочно. Нормами именно названных уголовно-правовых институтов определяются условия допустимости и необходимости причинения вреда именем государства одним человеком другому вплоть до лишения жизни последнего в мирное время, без войны. С этими нормами должны сверяться все без исключения другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты, в многочисленных вариациях затрагивающие применение силы правоохранительными органами — от документов, регламентирующих применение боевой техники 1, до элементарной инструкции-памятки под стеклом у дежурного по поселковому отделению полиции. Юрист же должен возвращаться мыслями к этой теме на всем пути своей профессиональной деятельности. Она в высшей степени сложна и практически важна.