УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. ПОСОБИЕ

Привод внешне сходен с кратковременным лишением свободы, однако таковым не является. Сотрудники полиции, исполняющие постановление органа расследования, а также судебные приставы, исполняющие постановление судьи или определение суда о приводе, стражей не являются, а лицо, которое подвергается приводу, не заключено под стражу. «Побег из-под привода» представляет собой всего лишь неподчинение законным действиям полиции; он не образует состава преступления. Мера процессуального принуждения, о которой ведется речь, перестает действовать, как только окончено соответствующее следственное действие либо цикл следственных или судебных действий, для участия в которых гражданин был подвергнут приводу.

4. Согласно ст. 114 УПК к мерам процессуального принуждения относится временное отстранение от должности. Поскольку под должностью понимается место, занимаемое по службе, следует считать, что мера принуждения, о которой ведется речь, касается не только государственных, но и муниципальных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также негосударственных (коммерческих и иных) структур. Фактическим основанием применения данной меры процессуального принуждения является вытекающий из материалов уголовного дела вывод или хотя бы обоснованное предположение, что подозреваемый или обвиняемый использует или может использовать свое должностное положение против интересов правосудия, т.е. воспрепятствовать, помешать уголовному судопроизводству (оказать давление на свидетелей, которые подчинены ему по службе, уничтожить или сфальсифицировать документы, имеющие доказательственное значение, организовать давление на следователя с помощью влиятельных лиц, с которыми обвиняемый связан по службе, либо вовлечь его в коррумпированную интригу, скомпрометировать и т.д. и т.п.). Заключение подозреваемого, обвиняемого под стражу отстранение его от должности не исключает.

Усмотрев необходимость временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. Поскольку в основе такого ходатайства лежит решение дознавателя или следователя, а любое решение этих должностных лиц облекается в форму постановления, следует сделать вывод, что в случаях, о которых идет речь, дознаватель и следователь обязаны вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении лица от должности, представить его прокурору, получить письменное согласие руководителя следственного органа или прокурора с принятым решением, а затем представить данное постановление в районный суд по месту производства предварительного расследования. В течение 48 часов федеральный судья обязан рассмотреть ходатайство органа расследования и вынести свое постановление о временном отстранении служащего от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности направляется по месту его работы или службы.

Временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования, например, потому, что данное лицо уволено со службы в установленном порядке.