2. Согласно ч. 1 ст. 165 УПК следователь в случаях, когда для производства соответствующего следственного действия требуется судебное решение (ч. 2 ст. 29 УПК), с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Значит, прежде чем обратиться со своим ходатайством в суд, следователь должен представить свое постановление названному должностному лицу и получить соответствующую резолюцию на данном документе; устные согласования в уголовно-процессуальных правоотношениях, как правило, в расчет вообще не принимаются. Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или гарнизонного военного суда по месту производства предварительного следствия или производства отдельного следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. Для осмотра жилища, обыска, выемки в жилище, личного обыска, выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи и наложения ареста подлежащего конфискации имущества закон (ч. 5 ст. 165 УПК) делает исключения в том смысле, что допускает их производство на основании постановления следователя без предварительного получения судебного решения. Основания для таких исключений очевидны, они продиктованы самим характером вышеперечисленных следственных действий, когда любое промедление с их производством может лишить их смысла вообще. Однако исключения, о которых идет речь, не означают, что в экстремальных ситуациях производство указанных следственных действий вообще выведено из-под судебного контроля. Просто такой контроль превращается из предварительного в последующий (см. упомянутую ч. 5 ст. 165 УПК).
3. Производство следственных действий в ночное время, т.е. в период с 22 до 6 часов, не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Оценка ситуации с этой точки зрения в каждом конкретном случае производится тем должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, под свою личную ответственность, исходя исключительно из интересов дела и остроты самого следственного действия. Так, например, безотлагательный ночной осмотр места происшествия — явление, широко распространенное в следственной практике.
4. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (ч. 4 ст. 164 УПК). Доказательства, полученные с нарушением данных запретов, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любых обстоятельств дела (ст. 75 УПК).
5. Вступая в правоотношения с участниками различных следственных действий, должностное лицо обязано удостовериться в личности участника и максимально обстоятельно разъяснить ему его права, обязанности, процедуру и смысл действия, а также ответственность. Особое значение в комплексе прав участника следственного действия имеет его право делать замечания по содержанию протокола, фиксирующего его ход и результаты. Невыполнение следователем, дознавателем вышеизложенных обязанностей может быть расценено как существенное нарушение процессуального порядка получения соответствующих доказательств, влекущее признание их недопустимыми.