* * *
Следственные действия, предусмотренные ст. ст. 185 и 186 УПК, существенно отличаются от всех остальных. Оба имеют аналоги в виде проводимых тоже на основании судебного решения оперативно-розыскных мероприятий в виде контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и прослушивания телефонных переговоров (п. п. 9 и 10 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Оба не производятся непрерывно органами расследования; основная часть работы (отслеживание) осуществляется вне процессуальных процедур сотрудниками учреждений связи. Оба, таким образом, имеют рельефно выраженный засадно-разведывательный характер, не свойственный юстиционной деятельности. Существование этих следственных действий наряду с аналогичными сыскными мероприятиями проблематично и в теоретическом, и в практическом отношениях.
71. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОЕДИНЕНИЯХ МЕЖДУ АБОНЕНТАМИ И
(ИЛИ) АБОНЕНТСКИМИ УСТРОЙСТВАМИ (СТАТЬЯ 186.1 УПК)
1. Следственное действие с таким названием заключается в «получении сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведений о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций» (п. 24.1 ст. 5 УПК «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»). При этом само содержание переговоров между абонентами в данном случае не фиксируется; это — содержание другого следственного действия, предусмотренного ст. 186 УПК «Контроль и запись переговоров».
2. Следственное действие, о котором идет речь, производится только по судебному решению, которое принимается по ходатайству следователя, и для исполнения направляется руководителю соответствующей организации, осуществляющей услуги связи. Последний обязан организовать непрерывное отслеживание и фиксацию абонентских соединений, интересующих следователя, и представить полученную и задокументированную информацию следователю в определенный срок в опечатанном виде и с сопроводительным письмом. С поступившими материалами следователь обязан обращаться, как с вещественными доказательствами, используя содержащуюся в них информацию в уголовно-процессуальном доказывании.
3. Отслеживание абонентских соединений ограничено шестью месяцами (предельный срок действия судебного решения). Осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю добываемую и документируемую информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю (ч. 4 ст. 186.1 УПК). Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу (ч. 7 ст. 186.1 УПК).
* * *
Юристу важно знать, что данное следственное действие, как и два предыдущих, связанных с извлечением доказательственной информации при помощи использования судебно-следственной властью технических каналов связи, с точки зрения теории права сконструировано тоже не безупречно. Детальное обоснование данного критического утверждения не отвечает жанру краткого учебного пособия. Однако главное сказать необходимо. Истребовать и получить из соответствующей компетентной организации, будь то бухгалтерия фирмы или оператор сотовой связи, требуемую, надлежащим образом задокументированную, доказательственную информацию — это одно, а произвести лично регламентированное УПК следственное действие в целях личного извлечения такой информации — принципиально другое. Налицо два совершенно различных процессуальных способа уголовно-процессуального доказывания, сформировавшиеся в историческом процессе развития уголовного судопроизводства. В ст. 186.1 УПК РФ они перепутаны. Обогащение арсенала доказывания по уголовному делу «вдогонку» стремительному техническому прогрессу все чаще скатывается в плоскость любительского сочинительства.