2. Из вышеизложенных законоположений имеется несколько важных исключений. Во-первых, руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК). Иначе говоря, когда главное состоит не только и не столько в расследовании фактических обстоятельств и уголовном преследовании виновного, сколько в раскрытии данного преступления, т.е. в ответе на вопрос, кто его совершил. Во-вторых, уголовное преследование прекращается не только в силу обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, которые рассмотрены нами в предыдущем разделе книги, но и в силу «своих собственных» оснований, а именно которым посвящена ст. 27 УПК. Согласно данной статье уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям.
Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления, когда:
— сам факт преступления имел место, он доказан;
— в деле имеется подозреваемый или обвиняемый;
— установлено, что инкриминируемое преступление совершено не подозреваемым или обвиняемым, а другим лицом.
Разновидность подобной ситуации выражается в том, что:
— сам факт преступления имел место, он доказан материалами дела;
— в деле имеется подозреваемый или обвиняемый;
— собранных доказательств недостаточно для достоверного вывода, что расследуемое преступление совершено подозреваемым, обвиняемым, а не кем-либо другим;
— все возможности для собирания дополнительных доказательств полностью исчерпаны.
В силу презумпции невиновности и вытекающих из нее правил о том, что все неустранимые сомнения толкуются в пользу подозреваемого и обвиняемого, а недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности, вывод о недоказанности участия лица в преступлении равнозначен выводу о непричастности его к преступлению. По данному основанию прекращается не все производство по уголовному делу, а только уголовное преследование в отношении конкретного лица. Поскольку преступление остается нераскрытым, расследование по нему должно быть продолжено, а когда процессуальные возможности раскрытия будут исчерпаны, производство по уголовному делу подлежит приостановлению ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, но оперативно-розыскная деятельность продолжается. Установленная не на предварительном следствии, а позднее — в стадии судебного разбирательства непричастность подсудимого к совершению преступления влечет постановление оправдательного приговора (п. 2 ч. 2 ст. 302 УПК) с теми же последствиями в судьбе уголовного дела в целом.
Акт амнистии служит обстоятельством, исключающим уголовное преследование при условии, что он полностью устраняет уголовное наказание за определенные преступления и в отношении определенных лиц, иначе говоря, когда обвинение по конкретному уголовному делу подпадает под действие акта высшего органа государственной власти (в наше время и в нашей стране — Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), который принимается в отношении индивидуально неопределенного круга лиц и который, не отменяя уголовного закона, карающего за данное преступление, предписывает прекратить начатое уголовное преследование, а если оно еще не начато, то и не начинать его. В отличие от акта помилования, относящегося к одному конкретному лицу или к нескольким, но всегда индивидуально определенным лицам, акт амнистии носит нормативный характер. Он всегда касается целой категории преступлений или групп субъектов, не обозначенных индивидуально. Эти категории определяются по различным признакам: по составу или тяжести совершенного преступления, по признакам субъекта преступления и т.д. Освобождение от уголовной ответственности вследствие акта амнистии означает прощение государством виновного, а не его реабилитацию. В силу этого обстоятельства уголовно-процессуальный закон устанавливает, что прекращение уголовного дела вследствие акта амнистии не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке. По «живому», т.е. находящемуся в производстве дознавателя, следователя, у прокурора или на рассмотрении суда первой или второй инстанции, уголовное преследование в отношении амнистированного производится сразу и в одинаковой процедуре. Амнистированные после вступления судебного приговора суда в законную силу освобождаются от наказания по правилам, действующим в стадии исполнения приговора и предписаний, содержащихся в акте амнистии.