5. Определив последовательность исследования доказательств, суд приступает к допросу подсудимого (ст. 275 УПК). При согласии подсудимого дать показания первыми его допрашивают защитник и участники судебного разбирательства со стороны защиты, затем государственный обвинитель и участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Председательствующий отклоняет наводящие вопросы и вопросы, не имеющие отношения к уголовному делу. Подсудимый вправе пользоваться письменными заметками, которые предъявляются суду по его требованию. Суд задает вопросы подсудимому после его допроса сторонами. Допрос подсудимого в отсутствие другого подсудимого допускается по ходатайству сторон или по инициативе суда, о чем выносится определение либо постановление. В этом случае после возвращения подсудимого в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему содержание показаний, данных в его отсутствие, и предоставляет ему возможность задавать вопросы подсудимому, допрошенному в его отсутствие. Если в уголовном деле участвует несколько подсудимых, то суд вправе по ходатайству стороны изменить вышеизложенный порядок их допроса.
6. Закон (ст. ст. 277 — 281 УПК) уделяет значительное внимание допросу потерпевших и свидетелей в суде. Блок уголовно-процессуальных норм, посвященных данной процедуре, решает следующий комплекс взаимосвязанных вопросов: установление личности свидетеля — разъяснение ему обязанностей — предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания — собственно допрос — использование свидетелем письменных заметок и документов — оглашение на суде показаний, данных свидетелем при производстве дознания или предварительного следствия. Относительно обособленная совокупность норм, закрепленных в ст. 280 УПК, посвящена судебной процедуре несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля.
7. Согласно ст. 281 УПК в судебном следствии допускается:
а) оглашение показаний свидетеля и потерпевшего, данных этими участниками уголовного судопроизводства на предварительном следствии по данному уголовному делу или же в данном судебном заседании, но раньше по времени;
б) демонстрация фотографических негативов и снимков, сделанных в ходе допроса свидетеля и потерпевшего, а также воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи и киносъемки допроса. Оба действия объединены тем, что в некоторое отступление от высоконравственного правила о том, что судебными доказательствами, которые могут быть положены в основу приговора, являются только такие показания свидетеля или потерпевшего, которые прозвучали «здесь и сейчас», перед лицом суда и в присутствии сторон и публики, оглашение прежних показаний и демонстрация технических средств их фиксации всегда носит налет напоминания, подсказки и даже устыжения и изобличения во лжи. Именно поэтому правила на данную тему требуют особой осмотрительности как в формулировках, так и в применении.
По общему правилу производство судебных действий, о которых идет речь, допускается только с согласия обеих сторон — обвинения и защиты (ч. 1 ст. 281 УПК). Но в случае неявки свидетеля или потерпевшего по особо уважительным причинам, а именно: