— отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение (п. 4 ч. 1 ст. 412.11 УПК). Такое решение принимается в случае, когда нарушение закона, повлиявшее на исход дела, допущено при его рассмотрении судом апелляционной инстанции и только им;
— отменить решение суда кассационной инстанции и передать дело на новое кассационное рассмотрение (п. 5 ч. 1 ст. 412.11 УПК). Такое решение принимается в случае, когда нарушение закона как основание для отмены допущено в кассационном производстве и только в нем;
— отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору (п. 6 ч. 1 ст. 412.11 УПК). Такое решение принимается в случае, когда Президиум Верховного Суда РФ устанавливает, что существенные нарушения, в данном случае уголовно-процессуального закона, допущены в стадии предварительного расследования, что эти нарушения прямо предусмотрены ст. 237 УПК, что они повлияли на исход всего дела и что устранены могут быть только в досудебном производстве;
— внести изменения в приговор, определение, постановление суда (п. 7 ч. 1 ст. 412.11 УПК). Такое решение принимается Президиумом Верховного Суда РФ при соблюдении следующего требования: «Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается…» (п. 2 ст. 412.9 УПК);
— оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК, иначе говоря, когда в ходе заседания Президиума Верховного Суда РФ выяснится, что такие жалоба, представление подлежали возвращению по основаниям, предусмотренным упомянутой ст. 412.4 УПК, еще до изучения их судьей Верховного Суда РФ или по крайней мере в ходе или по результатам такого изучения.
* * *
Сосредоточение надзорного производства по уголовным делам в Президиуме Верховного Суда РФ возвышает этот правовой институт, возвращает ему признак экстраординарной стадии уголовного судопроизводства, какой она действительно была изначально в историческом процессе формирования отечественного уголовного процесса. Однако не следует упускать из виду, что кроме вышесказанного нынешнее надзорное производство во всем остальном существенном практически почти ничем не отличается от нынешнего кассационного производства. Те же принципы и правила обжалования вступивших в законную силу судебных решений и рассмотрения уголовных дел по жалобам и прокурорским представлениям, те же основания для их отмены и изменения и те же виды итоговых решений. Так что вместо прежней многоинстанционной лестницы судебно-надзорных инстанций возникли две кассационные и одна надзорная инстанции в том же самом сущностном обличье.
101. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
ВВИДУ НОВЫХ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
(СТАТЬИ 413 — 419 УПК)