5. Согласно ч. 1 ст. 437 УПК лицу, в отношении которого ведется производство по применению принудительной меры медицинского характера, должно быть представлено право лично осуществлять процессуальные права, принадлежащие подозреваемому и обвиняемому, если его психическое состояние позволяет это. Причем вытекающий из истории болезни диагноз врача-психиатра сам по себе основанием судебного решения о невозможности участия душевнобольного в судебном заседании по его уголовному делу не является. Вывод о невозможности такого участия должен быть в категорической форме сформулирован и обоснован в заключении судебно-психиатрической экспертизы и подтвержден в судебном заседании. Примером толерантности судебной власти в решении вопроса, о котором идет речь, может послужить позиция Верховного Суда РФ, который по одному уголовному делу разъяснил, что даже такое экспертное заключение, как: «по своему психическому состоянию Р. (совершивший посягательство на жизнь сотрудника полиции и еще двух лиц. — Б.Б.) не может понимать характера и значения уголовного судопроизводства и своего процессуального положения», не исключает участия душевнобольного в судебном разбирательстве 1. Кроме того, на стороне душевнобольного в обязательном порядке участвует защитник, который допускается в дело с момента вынесения следователем постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы (ст. 438 УПК), а также законный представитель, который привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, прокурора либо суда. При отсутствии близкого родственника законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства.
1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 1. С. 29 — 30.
6. По окончании предварительного следствия об общественно опасном и уголовно наказуемом деянии, совершенном лицом в состоянии невменяемости или же впавшим в состояние психического расстройства во время досудебного производства, следователь прежде всего обязан установить, нет ли в данном случае «обычных» обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (статьи 24 и 27 УПК). При наличии любого из таких оснований уголовное дело подлежит прекращению со всеми вытекающими отсюда последствиями, зависящими от того, реабилитирующим или нереабилитирующим является данное основание. Уголовное дело подлежит также прекращению, если характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или для других лиц либо возможностью причинения иного серьезного вреда. Данное основание является нереабилитирующим.
7. Уголовные дела о применении принудительных мер медицинского характера на стадии назначения судебного заседания изучаются единолично судьей данного суда, который действует по общим правилам, установленным нормами статей 227 — 233 УПК.
8. Судебное следствие начинается с изложения прокурором доводов о необходимости применения к лицу, которое признано невменяемым или у которого наступило психическое расстройство, принудительной меры медицинского характера. Исследование доказательств и прения сторон проводятся в обычном порядке в соответствии со ст. ст. 274 и 292 УПК. Признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд в соответствии со ст. ст. 21 и 81 УК РФ выносит постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности и о применении к нему принудительной меры медицинского характера.