5. Уголовное судопроизводство состоит из нескольких стадий, отражающих поступательное движение дела о преступлении (уголовного дела). Каждая из них характеризуется: а) своими собственными задачами, вытекающими из назначения уголовного процесса; б) особым составом участников; в) специфическими действиями этих участников и правоотношениями, возникающими между ними; г) специфическими документами, которыми подводится итог этой деятельности. Каждая стадия имеет строго определенные начальный и конечный моменты. Уголовное дело в своем движении при наличии законных предпосылок может последовательно пройти следующие стадии: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; 3) назначение судебного разбирательства; 4) судебное разбирательство; 5) апелляционное производство; 6) исполнение приговора; 7) кассационное производство; 8) судебно-надзорное производство и 9) возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
2. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Для уяснения сущности уголовного судопроизводства важно понять его соотношение с оперативно-розыскной деятельностью, суть которой заключается в проведении специальных, по преимуществу негласных, разведывательных мероприятий, связанных с использованием специальных тактических и технических средств, направленных на получение сведений о преступлении, лице, его совершившем, и об источниках доказательств. Арсенал этих мероприятий и перечень органов государства, управомоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, указаны в специальном законе 1.
1 Статьи 6 и 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 3349 (с послед. изм. и доп.).
2. В соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
— органов внутренних дел Российской Федерации;
— органов федеральной службы безопасности;
— федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны;
— таможенных органов Российской Федерации;
— Службы внешней разведки Российской Федерации;
— Федеральной службы исполнения наказаний.
Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют следующие мероприятия:
— опрос;
— наведение справок;
— сбор образцов для сравнительного исследования;
— проверочная закупка;
— исследование предметов и документов;
— наблюдение;
— отождествление личности;
— обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
— прослушивание телефонных переговоров;
— снятие информации с технических каналов связи;
— оперативное внедрение;
— контрольная поставка;
— оперативный эксперимент;
— получение компьютерной информации.
3. Уголовное судопроизводство на стадии предварительного расследования и оперативно-розыскную деятельность объединяет общая цель, которая заключается в раскрытии преступлений. Но достигается эта цель по-разному. Во-первых, различны средства и методы. Уголовно-процессуальные средства прямо предусмотрены и детально регламентированы законом; они носят открытый характер, являются гласными. Так называемая следственная тайна не имеет ничего общего с секретностью в общепринятом значении этого слова. Оперативно-розыскная же деятельность основывается на принципе сочетания гласных и негласных методов и средств. При этом сведения об используемых или использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Родной «брат» разведки и контрразведки — уголовный сыск — не является деятельностью юрисдикционной. Он определенным образом связан с оценкой действий (бездействия) физических и юридических лиц с позиции права, закона (правомерные, не содержащие признаков состава преступления деяния сыщику безынтересны), но никоим образом не связан с применением мер государственного принуждения. Ни один оперативный работник, к какому бы ведомству он ни принадлежал, ни с кем не вступает в отношения типа: «Я вправе, а вы обязаны… вы обязаны исполнить то-то и то-то, иначе… вы нарушили… и обязаны понести такую-то меру ответственности». Иначе говоря, в отличие от уголовно-процессуальной, оперативно-розыскная деятельность в силу своей негласной конспиративной природы не базируется на правоотношениях. Знания в этой области не являются юридическими, поэтому в гражданских юридических вузах не преподаются.