Федеральными законами число особенностей уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц путем внесения существенных изменений в ст. 448 УПК последовательно сокращается. Однако и оставшееся нагромождение таких особенностей, и существование огромного отряда наших сограждан, которые вопреки Конституции собственной страны не равны со всеми перед законом и судом, говорит о том, что у нашего государства имеется огромный резерв для завоевания подлинного уважения нации.
106. ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Организованная преступность, прежде всего терроризм, стремительно выходит на международную арену, угрожая безопасности целых государств. Перед лицом этой смертельной опасности предельно обострилась необходимость выработки механизма международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства (сотрудничества по уголовным делам). Такая задача стоит и перед отдельными государствами, и перед мировым сообществом в целом. В 1996 г. Российская Федерация вступила в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол). С тех пор в Министерстве внутренних дел РФ функционирует созданное в том же году Национальное центральное бюро Интерпола, главными задачами которого являются:
— обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях;
— оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
— наблюдение за выполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Россия.
Кроме основополагающих актов, принятых Организацией Объединенных Наций (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), непосредственную международно-правовую основу сотрудничества российских судебных и правоохранительных органов по уголовным делам с компетентными органами иностранных государств дальнего зарубежья образуют еще целый ряд крупных международно-правовых актов. А в действующем УПК впервые в истории отечественного уголовно-процессуального законодательства вопросам международного сотрудничества посвящена относительно обособленная крупная совокупность норм, составляющих содержание заключительной, пятой, части данного Кодекса (ст. ст. 453 — 473). В них речь идет о взаимодействии государств, их судебных и правоохранительных систем, а также отдельных правоохранительных органов по конкретным уголовным делам. Такое взаимодействие стало возможным лишь с кардинальными изменениями во внутриполитических и внешнеполитических отношениях, складывающихся в России в постсоветское время.
В ст. 453 УПК, которой открывается упомянутая пятая часть Кодекса, закреплена сложившаяся в последнее десятилетие система отношений, согласно которой международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится не только на основе международных договоров, но и на основе принципа взаимности, когда двусторонние соглашения по различным вопросам уголовного судопроизводства заключаются и обязательства по ним принимаются от имени государства в пределах своей компетенции Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ с таким расчетом, что соответствующее ведомство иностранного государства принимает на себя аналогичные обязательства и дает заверения от имени данного государства, что в сходной ситуации оно поступит таким же образом.