1. Согласно ч. 1 ст. 1 УПК порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации определяется данным Кодексом, основанным на Конституции РФ. Причем ряд важнейших уголовно-процессуальных норм закреплен непосредственно в Конституции РФ, в частности в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Ими устанавливаются принципиальные процедурные условия заключения гражданина под стражу (ст. 22), ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25), что имеет непосредственное отношение к производству обыска по уголовному делу. В Конституции закреплены основы отправления в России правосудия по уголовным делам судом с участием присяжных заседателей (ст. 47); право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48), в том числе и по уголовным делам; право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу, предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Эти нормы имеют рельефно выраженную уголовно-процессуальную природу. В Конституции (ст. 49) получили детальное выражение важнейшие правила, вытекающие из презумпции невиновности, провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50) и впервые законодательно закреплены глубоко нравственные нормы, согласно которым: а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50); б) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51). Эти нормы имеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального доказывания и реального осуществления всего комплекса уголовно-процессуальных норм по защите от предъявленного обвинения.
2. Основной массив норм уголовно-процессуального права сосредоточен в УПК РФ 2001 г., введенном в действие с 1 июля 2002 г. УПК состоит из шести частей, большинство которых делятся на разделы, разделы — на главы, а главы аккумулируют в себе статьи, которые, в свою очередь, могут иметь сложную структуру и состоять из пронумерованных частей и пунктов. Действующий УПК вобрал в себя все крупные законодательные новеллы, появившиеся в период демократических преобразований и судебно-правовой реформы (институты судопроизводства у мировых судей, судопроизводства с участием присяжных заседателей и апелляционного производства, правила о широком участии защиты на стадии предварительного расследования, о судебном контроле за применением на предварительном следствии мер уголовно-процессуального принуждения, связанных со вторжением в сферу гарантированных Конституцией РФ прав человека и гражданина). Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора.
3. На уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают решения Конституционного Суда РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которые, как правило, основываются на результатах изучения большого массива уголовных дел определенной категории, рассмотренных судами в различных регионах России, а также на результатах анализа статистических показателей судебной работы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ источником права не являются. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по возникающим при рассмотрении уголовных дел вопросам применения действующего законодательства. Именно в этой роли разъяснения высшего судебного органа страны имеют важное значение для правильного и единообразного исполнения закона в уголовном судопроизводстве. Аналогичное юридическое значение имеют также адресованные органам дознания и органам предварительного следствия ведомственные акты: приказы и указания Генерального прокурора РФ и министра внутренних дел РФ, руководителей других правоохранительных ведомств, управомоченных на возбуждение и расследование уголовных дел. Однако ведомственные нормативные акты, предполагающие производство не предусмотренных УПК действий должностных лиц в работе по уголовному делу и связанных с применением принуждения в отношении граждан, юридически ничтожны, потому что они нарушают прерогативу УПК.