— замена документов, изменение внешности.
Поводом для применения мер безопасности являются: а) заявление нуждающегося в защите должностного лица; б) обращение председателя суда либо руководителя соответствующего правоохранительного органа; в) получение оперативной информации о наличии угрозы для безопасности судьи или его близких. Обязанность принятия таких мер возложена на органы внутренних дел, в которых предполагается создание специальных подразделений, призванных решать эту задачу, а до этого в обеспечении мер государственной защиты принимают участие все службы и подразделения органов внутренних дел в пределах своей компетенции.
Решение о применении мер безопасности принимается руководителем соответствующего органа внутренних дел в форме постановления незамедлительно, если это вызывается необходимостью, и не позднее трех суток с момента появления соответствующего повода. Решение о применении мер безопасности и обеспечение их реализации в отношении судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также их близких относится к компетенции руководителей Министерства внутренних дел России, а в отношении судей Верховных Судов республик, краев, областей и равных им судов — руководителей органов внутренних дел соответствующих субъектов Российской Федерации.
В УПК РФ 2001 г. в ст. 11 (ч. 3) под названием «Охрана прав и свобод человека и гражданина» (а статья помещена в главе 2, посвященной принципам уголовного судопроизводства) сформулировано следующее правило: «При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями: 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 ч. 2 и 278 частью пятой настоящего Кодекса».
Согласно ч. 9 ст. 166 УПК при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.
Согласно ч. 2 ст. 186 УПК при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.