В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.
Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.
Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.
На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.
Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).
Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.
Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.
Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:
а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;
б) о характере имеющихся в нем неисправностей;
в) о перевозимом грузе;
г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;
д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.
Литература:
Ивашков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия. М., 1992.
Майлис Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза. М., 2000.
Сайфиев Р.И., Яровенко В.В. Теория и практика совершенствования средств обнаружения и фиксации невидимых следов рук. Владивосток, 1983.
Турчин Д.А. Теоретические основы учения о следах в криминалистике. Владивосток, 1983.
Глава 9. Материалы, вещества, изделия как носители криминалистически значимой информации
§ 1. Общие положения и задачи криминалистического исследования материалов, веществ и изделий
Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий (КИМВИ) отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения и движения криминалистически значимой информации, заключенной в свойствах материалов, веществ и изделий как элементов материальной обстановки преступления.