В связи с появлением на последующем этапе обвиняемого и большим значением его показаний для дальнейшего расследования существенная часть следственных и иных действий концентрируется вокруг этой процессуальной фигуры.
Оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и негласного характера, также сосредоточены на данном этапе вокруг обвиняемого с целью получения новых данных не только об инкриминируемом ему преступлении, но и для выявления других общественно опасных деяний. В связи с подобной направленностью следственных и оперативно-розыскных действий острота конфликтных ситуаций может существенно возрастать.
Поскольку главная задача последующего этапа полное и всесторонне доказывание всех значимых обстоятельств расследуемого уголовного дела, постольку основное содержание процессуальных действий составляют допросы обвиняемых, вновь выявленных свидетелей, очные ставки, следственные эксперименты, повторные осмотры и обыски, проведение экспертиз в зависимости от складывающейся по делу ситуации. Все это должно быть нацелено на обнаружение дополнительных доказательств, выявление ранее неизвестных эпизодов преступной деятельности и новых лиц, причастных к их совершению, поиск новых источников криминалистически значимой информации.
На заключительном этапе подводятся итоги проведенного расследования, устраняются допущенные ошибки и недоработки и принимается процессуальное решение, формулируемое обычно в виде обвинительного заключения или постановления о прекращении дальнейшего производства по делу.
Литература:
Быков В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы. Ташкент, 1991.
Возгрин И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений. Минск, 1983.
Ищенко Е.П. Алгоритмизация первоначального этапа расследования преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1990.
Ищенко Е.П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений. Красноярск, 1987.
Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному следствию. Свердловск, 1992.
Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений
§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы
1. Социально-экономические преобразования в стране привели к значительному росту числа преступлений во всех сферах общественных отношений. Их большая социальная опасность, а также трудности, с которыми зачастую связано расследование многих преступных посягательств, настоятельно требуют объединить усилия следователей и оперативно-розыскных подразделений.
Правовая основа взаимодействия следователей с оперативными подразделениями и органами дознания заложена законами от 18 апреля 1991 г. «О милиции», от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» и др.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одним из видов государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, собственности, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Из определения явствует, что этой деятельностью вправе заниматься весьма узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные организации таким правом не обладают. Хотя законодатель установил, что оперативно-розыскная деятельность может осуществляться гласно и негласно, наиболее типичен ее негласный характер. Гласная форма ОРД используется лишь в тех случаях, когда решение поставленной задачи возможно открытыми методами.