Вначале фиксируется тип, марка и номерной знак автомобиля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осуществляется поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его передней части, осмотр производят «снизу вверх». Тщательно обследуются бампер, фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть ходовую часть и днище кузова автомобиля.
При осмотре нижней части внимание обращается на ходовую часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двигателя, где можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Следы рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели (что особенно важно в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или заявляет, что не он управлял автомобилем). Запаховые следы изымаются с сидений и других предметов, которых касались водитель и пассажиры.
Осматривая автомобиль, нужно проверить состояние тормозной системы, рулевого управления, других агрегатов и узлов, в частности осветительных приборов, стеклоочистителей, исправность дверей, состояние шин и давление в камерах. Значительно изношенный протектор подлежит обязательному фотографированию. При осмотре салона фиксируется положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и тумблера освещения (в темное время суток). При осмотре автотранспортных средств используются приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия следов. Труднодоступные места осматриваются с эндоскопом, снабженным оптическими и осветительными системами.
При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется особо отметить в протоколе следы недавнего ремонта (выпрямленные вмятины, свежая покраска и т.д.).
Допрос свидетелей. Свидетельские показания являются ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями-очевидцами по делам данной категории могут быть водители других автомашин, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. При их допросах следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность и кратковременность восприятия могут привести к неточным, отрывочным и противоречивым показаниям очевидцев об обстоятельствах происшествия. Поэтому важно выявить всех свидетелей, сопоставление показаний которых поможет максимально полно выяснить обстановку и роль каждого участника ДТП.
В ходе допроса свидетеля-очевидца следователь должен выяснить, где он находился в момент происшествия, чем занимался, что именно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего пешехода перед наездом на него, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части произошел наезд, какой частью автомобиля был нанесен удар. Следует выяснить характер действий водителя до происшествия, с какой примерно скоростью ехала его автомашина, тормозил ли он и т.д. Для более точного воссоздания происшествия каждого свидетеля-очевидца целесообразно допросить прямо на месте аварии либо предложить ему составить схему места происшествия, обозначив в ней свое местонахождение в момент ДТП, а также других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на автомобиле скрылся с места происшествия, нужно выяснить признаки его внешности и приметы автомашины, которые запомнились свидетелю.