Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Криминалистика. Учебник — Страница 99 — Ваш юрист

Криминалистика. Учебник

В тех случаях, когда нельзя направить на экспертизу сам предмет (объект) со следами орудий взлома или инструментов, представляются слепки с этих следов. Кроме того, следы необходимо зафиксировать на масштабном фотоснимке взломанного объекта.

Направляемые на экспертизу объекты, слепки, орудия взлома должны быть упакованы так, чтобы при транспортировке гарантировать их сохранность от повреждения или утраты. Важное значение имеет упаковка полученных слепков. Каждый из них нужно завернуть в чистую бумагу и поместить в коробку с мягким упаковочным материалом (вата, поролон и др.). На упаковке указывается место обнаружения следа, его вид и дата изъятия, другие надписи, заверяемые оттиском печати. Трасологическая экспертиза разрешает такие вопросы, как установление отдельных обстоятельств совершения взлома, некоторых характерных признаков личности взломщика, идентификации орудий взлома и инструментов по их следам на взломанных преградах.

Перед экспертом-трасологом ставятся следующие вопросы: исправен ли замок, присланный на экспертизу; отперт замок с помощью отмычки или подобранным ключом; можно ли открыть замок без нарушения контрольного вкладыша; в каком положении (открытом или закрытом) был поврежден замок; каким видом орудия взлома оставлены следы на преграде (на двери, окне и т.д.); с какой стороны производилось разрушение преграды с внутренней или наружной; каким способом произведен взлом; не одним ли орудием оставлены следы, обнаруженные на разных местах происшествия; не обладало ли лицо, судя по способу взлома, определенными профессиональными навыками и какими именно; не произведен ли взлом с помощью орудия, представленного на экспертизу.

§ 5. Следы транспортных средств

 

Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.

Пожертвование на развитие ресурса