-
-
-
§2. Система административно-процессуального права
-
-
Отмеченные качества системы общественных отношений, составляющих предмет регулирования административно-процессуального права, — обширная сфера их распространения, достаточно ясно выраженный управленческих характер основной группы отношений, образующих предмет материального административного права, принадлежность значительной части отношений к иным материальным отраслям российского права — естественно предполагают и соответствующее системное расположение административно-процессуальных норм в структуре одноименной отрасли, обеспечивающих реализацию этих отношений.
В одной из моих работ 70-х годов есть такие строки: «Между тем в советской административно-правовой теории и практике административно-процессуальные нормы еще не получили признания как объективно необходимый социальный инструмент, как определенная система, т.е. как отрасль советского права. В значительной степени такое положение объясняется слабой разработкой многих актуальных теоретических проблем административного процесса и административно-процессуального права. Еще сравнительно недавно об административно-процессуальных нормах вообще ничего не говорилось, хотя они существовали и с определенной степенью эффективности выполняли свою немалую социальную функцию. В результате сложилось так, что практика значительно опередила теорию. Действующее законодательство содержит большое число административно-процессуальных правил, регулирующих многие стороны общественной жизни в нашей стране. Не будет преувеличением сказать, что почти в каждом нормативном акте, так или иначе разрешающем вопросы государственного управления, наряду с материальными присутствуют и процессуальные административно-правовые нормы»287.
К слову сказать, законодательная практика и сейчас значительно опережает теорию, что совершенно противоестественно. Достаточно вспомнить, что на протяжении нескольких десятилетий теоретические разработки административного процесса и административно-процессуального права практически были едва ли не полностью свернуты. И только за последние несколько лет эта работа несколько активизировалась, о чем свидетельствует весьма отрадный факт выхода в свет нескольких монографий, прошедших защит кандидатских и докторских диссертаций288.
Таким образом, полагаю, что основу системы административно-процессуального права составляют две большие группы норм, различающиеся между собой по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений. Особенность первой группы норм заключается в том, что она регулирует вопросы общего свойства, магистрального характера, которые могут быть распространены на самые различные группы отношений. Сюда относятся, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов, нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, т.е. составляющих ее производств в целом, основы правового положения ее участников и другие.
Административно-процессуальные нормы, выполняющие функции такого широкого плана, по сути дела играют в системе административно-процессуального права такую же роль, что и подобного назначения нормы, относящиеся к другим отраслям: они составляют Общую часть административно-процессуального права. В этом не трудно убедиться, если взять для сравнения группы норм, которые составляют, скажем, Общую часть материального административного права.
По свидетельству Г.И.Петрова, к ним относятся нормы:
а) закрепляющие принципы советского государственного управления, а также управления общественного;
б) определяющие правовое положение граждан в сфере управления;
в) регулирующие порядок организации и функционирования органов управления;
г) регулирующие порядок организации предприятий и учреждений;
д) регулирующие службу в органах управления;
е) определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления;
ж) регулирующие порядок издания актов управления;
з) регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления;
и) регулирующие контроль исполнения в управлении;
к) обеспечивающие соблюдение принципа законности в управлении289.
Другая большая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права.
Таким образом, система российского административно-процессуального права может быть представлена в следующем виде:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
I. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса.
1) Нормы, регулирующие статус индивидуальных участников административного процесса:
1.1. граждан Российской Федерации;
1.2. иностранных граждан и лиц без гражданства;
2) Нормы, регулирующие статус коллективных субъектов административного процесса:
2.1. федеральных органов исполнительной власти:
— Правительства Российской Федерации и подразделений его аппарата;
— федеральных министерств и подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;
— иных федеральных органов исполнительной власти, подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;
— полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
2.2. нормы, регулирующие статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
— высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
— иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3) Нормы, регулирующие статус государственных служащих:
— федеральных государственных служащих;
— государственных служащих субъектов Российской Федерации;
— муниципальных служащих.
4) Нормы, регулирующие статус исполнительных органов местного самоуправления.
5) Нормы, регулирующие статус предприятий и учреждений различных форм собственности, их внутренних подразделений.
6) Нормы, регулирующие статус общественных объединений:
— политических общественных объединений;
— неполитических общественных объединений.
П. Административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления.
1) Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производстве по индивидуально-конкретному делу.
2) Нормы, регулирующие принципы административного процесса.
3) Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
4) Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
5) Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
6) Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
7) Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
8) Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
Ш. Административно-процессуальные нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
1) Нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.
2) Нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления.
3) Нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам.
4) Нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях.
5) Нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.
6) Нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам.
7) Нормы, регулирующие лицензионное производство.
8) Нормы, регулирующие регистрационное производство.
9) Нормы, регулирующие исполнительное производство.