Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Лекции и исследования по древней истории русского права — Страница 10 — Ваш юрист

Лекции и исследования по древней истории русского права

Глава вторая. Государственное правовое устройство

Отдел первый. Устройство

Некоторые историки середины прошлого века думают, что речь о государственном устройстве может быть в России только с XII в., до этого же времени государства не было, а был родовой быт. Так С. М. Соловьев, Кавелин относит зарождение государственных начал ко времени Ивана III. Для разрешения этого вопроса необходимо условиться, что нужно понимать под государством? Государство — это такой союз людей, который вышел за пределы рода: Несколько родов, образующих племя, могут уже положить начало государственной жизни. Следующие три признака существенны для бытия государства: 1) некоторая территория, 2) народ, живущий на этой территории, 3) общая власть. которая соединяет этот народ в одно целое.

В понятие о государстве нельзя вносить качества организации. Ошибка помянутых историков в том заключается, что они в понятие о государстве вносят признак хорошей организации. С этой точки зрения американец, например, не назовет Турции государством, а между тем Турция все-таки государство. И так, понятие о государстве не зависит от его хорошей или дурной организации, поэтому и о русском государстве можно говорить с самого древнего времени, еще до князей-рюриковичей. Где есть налицо указанные три признака, там есть и государство. Относительно того, что древний быт России подходит под понятие государства, мы имеем достаточно указаний. Так, в летописи есть свидетельство о призвании князей новгородцами: славяне, кривичи и чудь собираются и решают призвать князя; эти племена населяли известную территорию и собирались для обсуждения общих вопросов. О древлянах имеем свидетельство, относящееся к X веку. Известна история убийства Игоря, мужа Ольги. Рассказывая об этом, летописец говорите, что после смерти Игоря древляне посылают к Ольге послов с предложением ей выйти замуж за князя Мала. Их послы говорят: «посла нас Деревьска земля», причем под землею они разумели, конечно, территорию и народе: послал их народ; населяющий Деревскую землю. Возьмем еще пример. Когда козары напали на киевлян и потребовали от них дани, то, говорит летописец, «сдумавше же кияне и вдаша от дыма меч». Кияне занимали известную территорию; этой территории угрожает другой народ и требует дань. Вследствие этого требования, кияне собираются и соглашаются платить известную дань. Этих указаний достаточно, чтобы убедиться, что мы с древнейшего времени имеем уже дело с государствами.

Пожертвование на развитие ресурса