5) Судьба выморочного имущества (беззадница)
Выморочное имущество идет князю, за исключением церковных людей и членов боярской дружины. После смерти первых безатщина их идет епископу, после смерти вторых-боярину. Относящиеся сюда статьи указаны выше.
6) Мнение неволина
Неволин признает в древней России три разных порядка наследования, которые последовательно сменили один другой.
«I. Отечественные известия о древнейшем наследстве по закону заключаются: 1) в договоре Олега с греками 912 г., по которому имение умершего без завещания русса отсылалось в Россию к его ближним, если у него не было в Греции своих наследников. 2) В известии летописца о Святославе, который брал дань с греков и на убитых в пользу их рода. Порядок наследования здесь не определяется. Но он может быть определен посредством сличения постановлений договоров с греками о кровной мести с постановлениями краткой Русской Правды о том же… Если порядок открывавшегося наследства соответствовал порядку мстителей, то наследство в период до пространной Русской Правды открывалось в следующей постепенности: прежде всех наследовали братья умершего, потом его сыновья, отец, племянники от братьев. сестры и племянники от сестер. Этот порядок не согласуется с тем, который был признан в пространной Русской Правде, но он подтверждается известиями о порядке, в котором следовали князья друг другу во владении русской землей; он оставил по себе следы как в церковном уставе св. Владимир, где в ряду лиц, тяжущихся о наследстве, на первом месте поименованы братья и потом дети, так и в грамотах купчих и других, в которых было излагаемо, что приобретатель приобрел землю себе и детям, приобрел от прежнего владельца и детей его (III, 334-6).
«II. Из постановлений Русской Правды о наследстве в имуществе смердов, бояр и членов княжеской дружины можно выводить, что она совершенно исключает от наследства боковую линию… Русская Правда и другие памятники указывают на то, что право законного наследования ограничивалось кругом детей умершего… Это предпочтение нисходящих боковым родственникам и совершенное исключение последних от участия в наследстве были связаны одно с другим: новый порядок наследования мог на первый раз не иначе явиться, как в совершенной противоположности с первым (III, 340-1).
III. Надобно полагать, что в промежутке времени между изданием пространной Русской Правды и изданием Судебника Иоанном III, право законного наследования распространено было и на боковых родственников (III, 345).
Таким образом, в промежуток времени от X по XV век, в течение 500 лег, наше наследственное право пережило три совершенно различных состояния. В период развития права путем обычая трудно допустить такие быстрые переходы из одного состояния в другое, ему совершенно противоположное, каковы наследование до Русской Правды и по пространной Русской Правде. Для проверки приведенного мнения на основании источников предшествующее изложение дает достаточный материал.