2) Наследование по закону
В вотчинах наследование по закону открывалось в том случае, 1) когда умерший не оставил завещания. Это прямо следует из Судебников, где читаем: «А который человек умрет без духовные грамоты, и не будет у него сына, ино статок весь и земли дочери». Уложение этой статьи не повторяет, но нет повода думать, чтобы в XVII в. было иначе. 2) Если завещание было оспорено. 3) В поместьях, а с 1679 г. в родовых и выслуженных вотчинахнаследование по закону открывалось самым фактом смерти владельца. К наследованию по закону призываются: нисходящие, боковые родственники, жена, мать и казна.
1) Наследование нисходящих. В вотчинах наследуют сыновья поровну. Дочери допускаются к наследованию тоже поровну, но в том только случае, если не было сыновей. В указе от 1628 г. читаем: «дочерям жеребьев в вотчинах отцовских не давать, пока братья живы». Из статьи Судебников, совершенно соответствующей закону Моисееву: «а который человек умрет без духовные грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли дочери, а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода» (60-я ст. по 1-му и 92-я по царскому), нельзя еще выводить, что исключение дочерей сыновьями было у нас общим правилом с XV уже века. В указе 1628 г. сказано: если после отцов своих будут просить о вотчинах сыновья и дочери, то вотчины давать сыновьям, а дочерям не давать (Неволин, III, 355). В XVII в., значит, дочери еще просят на ряду с сыновьями, конечно, потому, что духовные суды их не устраняли до сих пор, а давали части вместе с братьями. В княженецких вотчинах Иван IV, в 1562 году, ограничил наследование нисходящими мужского пола; там дочери не допускаются к наследованию и при отсутствии сыновей (Неволин, III, 350). В поместьях сыновья наследуют по окладу. Это размер поместья, определяемый при верстании, на службу*(110). Если за наделением их по окладу из отцовского поместья еще что-нибудь оставалось, то рядом с сыновьями к наследству призывались боковые родственники тоже по окладу. Еслй и затем был остаток, он шел в раздачу постороннйм лицам. Такть было с XVI в. по 1684 год, когда было уравнено наслелование в поместьях с наследованием в вотчинах, и все поместья, как бы они ни были велики, стали»справляться за сыновьями.
В поместьях дочери получают части при сыновьях. Из отцовских пом-естьев выделяют дочерям часть на прожиток. Первоначально размер этой части не был определен, а говорилось: «сколько государь укажет». Но в XVII в. установился определенный размер, а именно половину того, что получала жена. Жена же получала различно, смотря по тому, как умер ее муж: если он умер дома, она получала ио четвертей со 100, если во время похода-15 четвертей, если от ран-20 четвертей. Дочь получала: 5, 7 1/2, 10 четвертей. Отсюда образовались теперешния уклзные части в недвижилюстях: для пережившего супруга 15 четвертей со 100 перешли в 1/7, для дочерей это 1/14; указные части в движимостях образовались из одной четверти приданого Эклоги, что для дочерей составило 1/8. Ho дочери получали часть отцовского поместья на другом праве, чем их братья. На сыновей переходили все те права, которые принадлежали в поместьях их отцам; дочери же получали «на прожиток», т.е. указная часть должна была обеспечивать их содержание до замужества, поступления в монастырь или до смерти. Если дочь выходила замуж, поместье справлялось за ее мужем.
2) Боковые родственники в вотчинах наследуют при отсутствии нисходящих, без ограничения степенями родства; ближайшие родственники исключают дальнейших. В XVI в. наследование боковых в жалованных вотчинах представляло некоторые особенности: оно ограничивалось в некоторых случаях (см. выше. стр. 532, примечание). С Михаиала Федоровича это различие сглаживается; на основании жалованных грамот этого государя, жалуемые вотчины идут в род без всяких ограничений.
В поместьях боковые родственники наследуют по окладу и даже на ряду с нисходящими. В боковых линиях сестры при братьях не наследуют ни в вотчинах, ни в поместьях. Наследование боковых в вотчинах было обложено своего рода пошлиной на помин души. Об этом платеже говорит указ патр. Филарета Никитича от 1628 г. «и те вотчины (родовые и выслуженныя, если нет нисходящих) в род отдавать, кто ближе того роду, вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по умершего душе в вечный поминок по Уложению». Это постановление перешло и в Соборное Уложение (XVII, 2).
3) В памятниках московской эпохи находим указание на то, что довольно долго. а именно до истечения первой четверти XVII века, за женою признаются весьма широкие наследственные права. На основании жалованных грамот надо думать, что в жалованных вотчинах жена насл-едовала вместе с детьми, а если детей не было, то одна, исключая боковых родственников. Это в тех случаяхг, когда жалованная грамота была написана на имя мужа, детей и жены; но жены наследовали иногда впереди боковых даже и в тех случаях, когда в жалованной грамоте оне были поименованы после боковых родственников (Неволин, III, 3). Жены получают жалованные вотчины на прожиток.
Изменение этого порядка последовало по мысли патр. Филарета Никитича вт, 1628 г., когда было запрещено давать женам бездетным родовые и выслуженные вотчины. Указ 1628 г. запрещает давать женам не только выслуженныя, но и родовые вотчины. Из этого можно заключить, что оне до этого наследовали и в родовых впереди боковых родственников, но, вероятно, тоже по живот. Это широкое развитие наследственных прав жен, по всей вероятности, стоит в связи с постановлениями Эклоги. Но наша практика, кажется, пошла далее Эклоги, предоставляющей бездетной жене из имущества мужа только 1/4 ее приданого. Из указа же 1628 г. можно заключить, что оне исключали боковых родственников в родовых и выслуженных вотчинах. В куплях оне исключают их и после указа 1628 года. Псковская судная грамота также дает повод думать о значительном расширении у нас наследственных прав жен, сравнительно с Эклогой (см. выше, стр. 568). Эта практика, изменяющая Эклогу, охватывает, таким образом, Псков и Москву.
С 1628 года жены наследуют только в куплях, но купли оне наследуют в собственность и исключают не только боковых родственников, но и детей (Уложение, XVII, 2). Дети наследуют с ними в куплях только в том случае, если после умершего не осталось ни родовых, ни выслуженных вотчин и поместья дать им будет не из чего. Это новость Уложения (XVII, 5). Из животов мужа жена получает 1/4, но не своего приданого, а движимостей мужа.
Но после мужей могли остаться только родовые и пожалованные вотчины и ничего более. Уложение предусматривает такой случай и определяет давать женам из выслуженных вотчин на прожиток по рассмотрению. Наконец, в XVI в. жены получают часть в поместьях после смерти мужей, но тоже в прожиток. В XVII в. размер этих частей был определен, он указан выше.
4) О наследовании матери говорится только в том случае, если она после смерти мужа не потребовала себе части на прожиток и жила с детьми без раздела; в этих случах ей дается из поместий, а если поместий нет, из выслуженных вотчин на прожиток по рассмотрению. О наследовании отцов после детей московские памятники ничего не говорят.
5) С XVI в. княженецкие изстаринные вотчины, при отсутствии нисходящих мужского пола, могли, с разрешения государя, переходить к боковым родственникам только до известного предела, до 7-й степени. Если не было родственников первых семи степеней, княженецкая вотчина поступала в казну. См. стр. 532, примеч. В этом случае казну можно рассматривать как наследницу, так как на нее, вместе с правами, переходили и обязанности, которые обыкновенно переходят на наследников: казна должна была позаботиться о душе умершего, т.е. дать деньги в монастырь для вечного поминовения, а если умерший оставил дочерей, то. она должна была выдать их замуж и устроить приданым.