Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Исполнительное производство. Учебник — Страница 257 — Ваш юрист

Исполнительное производство. Учебник

Глава 15. ЗАЩИТА ПРАВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

15.1. Общая характеристика защиты прав

при совершении исполнительных действий

Рассматривая сферу правового регулирования исполнительного производства в качестве неотъемлемого элемента системы правового регулирования в целом, необходимо определить понятие «защита прав» и соотнести его с другой распространенной в юридическом быту категорией — «право на защиту».

Что же следует понимать под «правом на защиту»? В литературе до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Более того, возникают сомнения и относительно обоснованности использования самого термина «право на защиту» 1 . Полагаем, что использование данного понятия имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как позволяет управомоченному субъекту правильно разрешить вопрос о наличии возможностей, которые закон предоставляет лицу для защиты того или иного субъективного права.

 

1 Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав (по изданию 1972 г.) // Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 105.

При этом стоит отметить, что основные научные исследования в этой сфере на сегодняшний день носят гражданско-правовой характер, что предопределяет необходимость обращения к трудам ученых-цивилистов.

Условно мы можем говорить о двух сложившихся концепциях «права на защиту». Представителями первой из них (традиционная концепция) являются В.П. Грибанов, С.Н. Братусь и В.С. Ем. Так, В.П. Грибанов писал о том, что «с материально-правовой точки зрения нет препятствий к тому, чтобы рассматривать право на защиту в его материально-правовом аспекте как одно из правомочий самого субъективного гражданского права» 1 . По мнению другого советского цивилиста, С.Н. Братуся, обеспеченность субъективного гражданского права возможностью государственного принуждения — это его неотъемлемое качество, и такая возможность существует не параллельно с другими, закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственна им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями 2 . Схожую позицию занимает и В.С. Ем 3 . Таким образом, право на защиту рассматривается указанными авторами в качестве обязательного имманентного элемента самого субъективного права. Иными словами, ему отказывается в самостоятельности.

 

1 Там же. С. 106.

2 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 73, 74.

3 Ем В.С. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. Т. 1. С. 409, 410.

Представителями же второй концепции, условно именуемой концепцией «самостоятельности права на защиту», отстаивается диаметрально противоположная точка зрения. В частности, П.Ф. Елисейкин утверждает, что право на защиту как таковое представляет собой самостоятельное субъективное право 1 . Другой автор, А.П. Сергеев, развивая эту мысль, замечает, что «право на защиту появляется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного гражданского правоотношения» 2 .

Пожертвованите на развитие ресурса