Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: 1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ; 2) исполнительного документа; 3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (ч. 10 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила возврата должнику исполнительского сбора, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 550.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора должно быть утверждено старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
7.3. Расходы по совершению исполнительных действий
В рамках исполнительного производства практически всегда неизбежны материальные затраты, именуемые расходами по совершению исполнительных действий.
Хотя рассматриваемый правовой институт именуется «расходы по совершению исполнительных действий», под такими расходами законодателем понимаются и расходы на применение мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 116 Закона об исполнительном производстве).
В Законе об исполнительном производстве есть гл. 16 «Расходы по совершению исполнительных действий», несмотря на это, количество статей, напрямую посвященных данному институту, по сравнению с Законом об исполнительном производстве 1997 г. сократилось за счет отказа от института авансирования расходов взыскателем, который во многом себя так и не оправдал.
Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 116 Закона об исполнительном производстве).
К расходам по совершению исполнительных действий законодатель относит денежные средства, затраченные:
на перевозку, хранение и реализацию имущества должника; вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;
перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;
розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
проведение государственной регистрации прав должника.
Перечень этот не является исчерпывающим, поскольку к подобным расходам будут отнесены и денежные средства, затраченные на совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа (п. 6 ч. 2 ст. 116 Закона об исполнительном производстве).
Отметим также, что в правоприменительной практике возникли определенные вопросы по поводу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности должника на недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя. В связи с этим Министерством финансов РФ было издано письмо от 1 февраля 2011 г. № 03-05-06-03/06. В нем, в частности, разъяснялось, что согласно ч. 1 ст. 66 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель имеет право обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.