Таким образом, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действует принцип неплатежеспособности, т.е. анализируются встречные денежные потоки. Применительно к гражданам используется принцип неоплатности, т.е. учитывается соотношение суммы обязательств и стоимости имущества.
Рассмотрение дел о банкротстве относится к подведомственности арбитражных судов. Часть 4 ст. 38 АПК РФ в соответствии с правилами об исключительной подсудности определила, что заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
Закон о банкротстве в ст. 27 устанавливает следующие процедуры банкротства: 1) наблюдение; 2) финансовое оздоровление; 3) внешнее управление; 4) конкурсное производство; 5) мировое соглашение.
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Существуют особенности банкротства некоторых юридических лиц — кредитных организаций (ст. 182 Закона о банкротстве). В отношении подобных юридических лиц сразу открывается конкурсное производство (по итогам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом).
Имеются также особенности банкротства должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 27 Закона о банкротстве). Применительно к ним установлены следующие стадии банкротства: 1) конкурсное производство; 2) мировое соглашение. Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве предусмотренные данным Законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. Подобный закон до сих пор не принят, что, соответственно, не позволяет применять гл. X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве в части банкротства граждан-непредпринимателей. К сожалению, пока приходится констатировать существенный пробел в правовом регулировании данных вопросов.
Обращение Федеральной налоговой службы в арбитражный суд с требованием о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации влияет на ход исполнительного производства в целом.
Так, на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель по общему правилу приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. С учетом отмеченной выше неясности формулировки «приостановление исполнения» речь, по всей видимости, должна вестись о приостановлении исполнительного производства. Об этом говорит и п. 5 ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве, предусматривающий в качестве одного из оснований приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем применение арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства.