1 Дювернуа Н. Источники права и суд в Древней Руси. М., 1869. С. 27 — 29.
В таком порядке, однако, подлежали исполнению лишь наиболее значимые для общины дела, так или иначе затрагивающие публичные интересы. Применительно же к случаям столкновения между частными интересами индивидов каких бы то ни было действенных правил исполнения принимаемых общиной решений на тот период не существовало. В этой связи, пожалуй, стоит согласиться с мнением В.В. Захарова о том, что «частноправовые споры решались путем саморасправы» 1 . Причем такое положение обусловливалось общей слабостью публичной власти в родовой общине и, соответственно, достаточно невысоким уровнем и, самое главное, избирательностью принуждения, используемого лишь в наиболее ответственных с точки зрения общины ситуациях.
1 Захаров В.В. Будет исполнено! Организационно-правовые основы становления и функционирования института судебных приставов дореволюционной России (1864 — 1917 гг.). Курск, 2007. С. 19.
2.3. Государственное принудительное исполнение
в X в. и его развитие до конца XV в.
Формирование государственных институтов власти привело к определенным изменениям в сфере принудительного исполнения выносимых решений. Хотя имеющиеся у современных исследователей сведения весьма фрагментарны и не позволяют определенно судить о существовавшей модели принудительного исполнения в Древней Руси, тем не менее дошедшие до нас памятники правотворчества свидетельствуют о слабом внимании государства к регламентации исполнительных действий.
В самом начале принудительное осуществление кредитором своих претензий проводилось личными силами и средствами самого кредитора, причем сперва даже без какого бы то ни было предварительного разбора и подтверждения правильности самой претензии, а затем — с введением предварительного, чаще всего судебного, признания права кредитора и ограничения пределов допустимого самоосуществления права, т.е. самоуправства со стороны кредитора 1 . Подобное положение дел объяснялось утвердившимся в те времена подходом, в соответствии с которым суду принадлежала пассивная роль в разбирательстве, а тяжущиеся самостоятельно определяли не только ход процесса, но и дальнейшее исполнение вынесенного решения. В этом контексте о государственном принуждении в рассматриваемой сфере можно было говорить лишь с известной долей условности.
1 См. подробнее: Тарасова М.П. Исполнительное производство Российской Федерации как административный процесс: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11.
Институциональным источником отечественного законодательства древнерусского государства, впитавшим в себя большинство норм обычного права, выступала Русская Правда. Как известно, до наших дней дошло более ста ее списков, которые в зависимости от их содержания принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Древнейшей является Краткая редакция, и уже в ней содержалось указание на специальное должностное лицо — мечника 1 , уполномоченного взыскивать денежные средства с должника. В то же время исполнение решений судебных органов относилось также и к полномочиям других категорий служащих — метельникам, рядовичам, отрокам и детским.