В соответствии со ст. 35 Закона о МКА арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение, если отсутствуют основания для отказа в признании или приведении его в исполнение (ст. 36 Закона о МКА). Следовательно, названный законодательный акт также исходит из необязательности наличия международного договора Российской Федерации о признании и исполнении соответствующих решений.
Все это позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на более либеральное отношение к иностранным арбитражным решениям (отсутствие требований об обязательном наличии международного договора), российское законодательство все же сохраняет для них конвенциональную экзекватуру.
14.3. Гармонизация принудительного исполнения
иностранных судебных (арбитражных) решений
При рассмотрении признания и исполнения иностранных судебных (арбитражных) решений основное внимание в юридической литературе уделяется предпосылкам такого признания, различным процессуальным аспектам, а также основаниям отказа в признании и их обоснованности. При этом непосредственно процедура исполнения иностранных решений, как правило, остается за рамками данных работ.
Вместе с тем следующей за признанием иностранного судебного (арбитражного) решения процедурой выступает исполнительное производство. Конечно, это относится лишь к нуждающимся в принудительном исполнении решениям.
Вопросам признания иностранных судебных (арбитражных) решений сегодня в международных договорах уделяется значительное внимание.
Обнаруживает себя очевидное стремление большинства государств либо путем заключения международного договора установить систему экзекватуры, либо, как правило, в отношениях между дружественными государствами, вовсе отказавшись от нее, допустить предъявление исполнительных документов непосредственно в национальные органы принудительного исполнения.
Вместе с тем последующее исполнение иностранного судебного (арбитражного) решения уже находится в сфере сугубо национального правового регулирования.
Признавая право на самобытность систем исполнительного производства, формировавшихся под влиянием уникальных исторических и культурных традиций отдельно взятого государства, тем не менее следует констатировать практическое неудобство, связываемое в первую очередь с необходимостью учета во внешнеэкономических отношениях множества национальных систем принудительного исполнения.
Некоторые авторы указывают на целесообразность кодификации в международном праве порядка исполнения международных арбитражных решений 1 . Думается, что эта, по существу правильная, мысль нуждается в некотором уточнении. Дело в том, что унификация порядка исполнения международных арбитражных решений невозможна без соответствующих процедур гармонизации национальных систем исполнительного производства в целом, поскольку решения арбитражей, как известно, подлежат принудительному исполнению по общим установленным для всех судебных решений правилам.
1 Петров Д.В. Общая характеристика исполнения решений международных (публичных) арбитражных судов // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 2. С. 32.
Как представляется, глобализация мирового хозяйства предопределяет потребность в создании унифицированной системы принудительного исполнения судебных (арбитражных) решений вне зависимости от страны их вынесения. Безусловно, это хотя и сложный, весьма продолжительный, но все же неизбежный процесс.