Исполнительное производство. Учебник

Так, Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» предусматривал, что исполнение решений до избрания новых органов исполнения должно производиться Красной гвардией по установленному ранее порядку. Все решения предполагалось исполнять немедленно, невзирая на возможное обжалование. Государственное принуждение, таким образом, стало носить безапелляционный характер. Подобный порядок неминуемо породил к жизни множество злоупотреблений. В связи с этим 23 июля 1918 г. Народным комиссариатом юстиции РСФСР была утверждена Инструкция об организации и действии местных народных судов, которая ограничила немедленное исполнение решений по делам, по которым присуждено не более 500 руб. Положение о народном суде, утвержденное ВЦИК 21 октября 1920 г., и вовсе предоставило право решать вопрос о предварительном исполнении решения народному суду, вынесшему это решение; все же остальные решения исполнялись лишь по истечении срока на обжалование.

Принятый 7 июля 1923 г. первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный раздел 5, где находились нормы, регулирующие исполнительное производство. Исполнение судебных решений было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Целью исполнительного производства стало быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора при сохранении должника как хозяйственной и рабочей силы 1 . Примечательно, что планируемая умеренность государственного принуждения в сфере исполнительного производства предполагалась как следствие общего снижения роли государства при переходе к коммунистическому обществу.

 

1 Гойхбарг А.Г. Указ. соч. С. 266.

В 1923 г. принимается Инструкция о порядке приведения в исполнение решений по гражданским делам, которая и выступила специальным актом, регламентировавшим исполнительное производство того периода.

В 1924 г. Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. Согласно данному нормативному правовому акту основой судебной системы стал народный суд, который по общему правилу действовал в составе народного судьи и двух народных заседателей. Исполнение вынесенных судебных решений, а также актов административных органов помимо судебных исполнителей, состоявших при судах, могло быть возложено и на волостные комитеты, а также органы милиции 1 . Данное правило предусматривалось Особым циркуляром Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел от 12 февраля 1925 г. № 48/75 2 .

 

1 Голубев В.М. Указ. соч. С. 109.

2 Как правило, начальниками рабоче-крестьянской милиции районов или председателями волисполкомов, которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители.

После недолгого периода исполнения актов юрисдикционных органов военизированными подразделениями окрепшее советское государство приняло решение о возложении этих функций на судебных исполнителей, состоявших при судах, и тем самым по существу вернулось к дореволюционному институту судебных приставов. Стоит заметить, что такое положение дел сохранялось вплоть до реформы исполнительного производства 1997 г.